Совершенно очевидно, что и без посягательств на отстроенную в Петербурге политическую стабильность ЗакС может сохранять свое лицо и быть полноценным органом власти - как ее законодательная ветвь
Депутаты петербургского ЗакСа закрывают сезон и отправляются отдыхать до 7 сентября. Впрочем, это обстоятельство не отразится ни на деятельности властей, ни на жизни граждан. Полгода сосуществования новой администрации и избранного на закате эпохи Яковлева ЗакСа свидетельствуют о реальном влиянии парламента. Оно близко к нулю, при этом в жертву принесена законотворческая работа - главное, чем должен заниматься ЗакС.
Разумеется, я не склонен подстрекать народных избранников к оппозиционности ради самой оппозиционности. Совершенно очевидно, что и без посягательств на отстроенную в Петербурге политическую стабильность ЗакС может сохранять свое лицо и быть полноценным органом власти - как ее законодательная ветвь.
Практика показывает, что подавляющее большинство депутатов вообще не пытаются выступать в роли законотворцев (несмотря на выделение десятков миллионов рублей на 'законотворческую деятельность'). Единичны случаи, когда сами депутаты инициируют принятие законов. В основном все ограничивается рассмотрением проектов, поступающих из администрации, и незначительных поправок к ним. Не являются исключением и социально непопулярные законы. Здесь соблюдается вполне прагматичный баланс: чем в большей степени депутаты ориентированы на Смольный, тем громче критикуют они законопроекты (как в ситуации с законами о реформе ЖКХ), а затем дружно (и анонимно) голосуют за их утверждение.
В то же время, как отмечают некоторые руководители экономического блока администрации, парламентарии проявляют пассивность, когда их приглашают к участию в подготовке конкретных законов. Даже принятие компромиссных депутатских поправок чревато конфузами, особенно когда в пустом зале 'на ключах' остаются лишь пять-семь парламентариев. Так, чиновников Смольного привело в недоумение включение в закон, регулирующий вопросы инвестиций в недвижимость, нормы о возможности целевого предоставления земельных участков, сформулированной безграмотно не только в экономическом смысле, но и с точки зрения пунктуации (в стиле 'казнить нельзя помиловать').
Демонстрируемая всеми депутатскими группами лояльность Валентине Матвиенко не означает, что ЗакС консолидирован. Объединение по вопросам 'коллективных' и 'пакетных' поправок (именуемых теперь 'поправками по наказам избирателей') - не в счет! Решение же других, с виду элементарных вопросов порой заходит в хронический тупик. Например, уже десятый раз начинается процедура избрания уполномоченного по правам человека - с выступлениями 'укротителей бюрократов', 'императоров' и прочих персонажей. В нынешнем году из-за депутатских интриг провалились выборы почетных граждан Петербурга. Срывая все сроки, депутаты не могут вписать в Устав города, сколько человек будет избираться в ЗакС по спискам и по одномандатным округам. Предпочтительное для Смольного соотношение 25:25 ставит депутатов перед дилеммой. Либо из всех сил дружить с губернатором, и особенно с Виктором Лобко, чтобы при перенарезке сохранить свой, прикормленный округ, либо выпрашивать за веру и верность хлебные должности, или спешно бронировать места в партсписках (отсюда и появление в ЗакСе фракционной бригады ЛДПР).
Знающие люди полагают, что многие 'странности', парализующие работу ЗакСа, связаны с тем, что на расклад сил в парламенте проецируется борьба различных группировок в Смольном (причем образованных не только по принципу 'реформаторы - консерваторы'). Отсюда, похоже, и попытка снять с должности председателя Комиссии по городскому хозяйству 'яблочника' Михаила Амосова - одного из немногих депутатов, выступающего с конструктивной критикой политики администрации.
Десяток депутатов, в прошлом ревностных сторонников Яковлева, объявили Амосова ответственным за 'беспредел городского хозяйства', подкрепив это абсурдной претензией - дескать, он много занимается пиаром! Как говорится, у кого о чем болит... Как будто Амосов виноват, что большинство обиженных подписантов (среди них и бывшие руководители комиссии) малоинтересны для журналистов, в том числе из-за своей просмольнинской ортодоксальности.
На пустом же месте, как известно, и хороший пиар не всегда можно сделать. Вспомнить хотя бы комичность разрекламированного фракцией 'Партии жизни' пакета популистских законов о пенсиях, ипотеке, запрете развратной рекламы пива и табака, наказании взяточников и наркоторговцев и т.д. Основное достоинство этих инициатив в том, что их авторы могут ни за что не отвечать, ибо регулировать эти вопросы можно только на федеральном уровне. Более эффектным оказался пиар представителя ЗакСа по связям с конфессиями Игоря Риммера, добившегося аудиенции у Папы Римского. Целый месяц в СМИ появлялись рассказы, как он пал ниц, целовал Папе руку и подарил от имени жителей Петербурга серебряный знак в виде креста и герба России. Какое отношение имеет паломничество в Ватикан к законотворчеству или к нуждам избирателей Красногвардейского района, не понятно. Тем не менее в последнее время внешнеполитическая активность стала чуть ли не главным направлением работы ЗакСа. Прием делегаций поставлен на конвейер. Гостям из Польши, Италии, Новой Зеландии, Эквадора, Ганы и других стран рассказывают о системе власти в Петербурге, о важнейшей роли ЗакСа, дарят книжки о Мариинском дворце и т.д.
Справедливости ради заметим, что депутатам также очень удается проведение бесчисленных конкурсов (детских рисунков, песни, сочинений), соревнований, чествований и даже ралли частных самолетов. Осталось принять закон о праздниках (их набралось семь десятков), необходимый для выделения на них бюджетных денег, и тогда жизнь станет совсем веселой - и в Мариинском, и в его окрестностях.
Комментарии