Конфереция

Реформа городского транспорта поглотит ГУПы

Наземный городской транспорт в последние годы вызывает множество нареканий к своей работе, как со стороны жителей Петербурга, так и со стороны городских властей. В условиях, когда бюджетное финансирование не способно покрыть все затраты двух основных государственных перевозчиков - ГУП 'Пассажиравтотранс' и ГУП 'Горэлектротранс' - на перевозку льготных категорий пассажиров, этим предприятиям не избежать реформирования. Осенью прошлого года Комитет по транспорту объявил о предстоящей реформе транспортной системы Санкт-Петербурга. В первую очередь, она касалась судьбы двух вышеназванных ГУПов. Заказанный в компании 'БалтАудитЭксперт' экономический анализ двух транспортных предприятий и расчет возможных последствий их реформирования на сегодняшний день уже готов. Об этом 'Аи92' рассказал первый заместитель председателя Комитета по транспорту Игорь Маилов. На 7 июля у губернатора намечено совещание городских чиновников, отвечающих за транспортную политику, где и будут рассмотрены все варианты реформирования 'Пассажиравтотранса' и 'Горэлектротранса'. Сообщать подробности экономических расчетов до того, как документы будут показаны Валентине Матвиенко, Маилов отказался. Он отметил лишь, что рассматриваются возможности оздоровления каждого ГУПа в отдельности; вариант объединения двух предприятий в единую структуру с последующим ее акционированием; а так же вариант реорганизации каждого транспортного ГУПа путем разделения на мелкие компании. Весь процесс реформирования обоих ГУПов, по мнению Маилова, должен занять от полугода до 8 месяцев. 'Не скрою, нам кажется предпочтительным вариант объединения 'Пассажиравтотранса' и 'Горэлектротранса', но у губернатора может быть иное мнение. Нельзя исключать, что Валентина Матвиенко примет решение о передаче всех проектов на рассмотрение правительства Санкт-Петербурга', - пояснил Маилов. Он привел в пример европейские города с населением свыше миллиона человек, где весь городской пассажирский транспорт контролируется единой компанией. Такой опыт весьма благотворно сказывается на эффективности работы автобусов, троллейбусов и трамваев. Руководство 'Пассажиравтотранса' с опаской относится к реформам, но понимает, что государственным предприятием должно руководить государство. Какое бы решение не приняла Валентина Матвиенко о судьбе городского транспорта, ГУПы примут его для исполнения. Генеральный директор 'Пассажиравтотранса' Владимир Михайлов отметил в интервью 'Аи92', что решение губернатора должно быть, в первую очередь, взвешенным и приниматься с учетом как минимум двух факторов - экономической целесообразности и сохранения стабильной работы транспорта. Важным стимулом для ускорения реформирования отрасли является новая система проведения конкурса среди пассажирских перевозчиков на право заключения договоров на обслуживание транспортных маршрутов. Если раньше конкурс проводился только по коммерческим маршрутам, а социальные маршруты обслуживали ГУПы, то теперь конкурс предполагает формирование объединенных лотов, которые включают в себя и коммерческие и социальные маршруты. Таким образом, есть большая вероятность, что коммерсанты отберут у 'Пассажиравтотранса' часть маршрутов, а, следовательно, доходы и без того убыточного предприятия снизятся. Маилов предположил, что через пять лет 'Пассажиравтотранс' лишится половины своих маршрутов. Сам 'Пассажиравтотранс' намерен побороться за некоторые лоты на предстоящем в конце лета конкурсе. Как сообщил 'Аи92' Владимир Михайлов, 'Пассажиравтотранс' сможет составить конкуренцию многим перевозчикам. 'Мы являемся третьей компанией на рынке коммерческих перевозок по объемам перевозки пассажиров, - добавил Михайлов. - Только на 2004 год прибыль от коммерческих маршрутов запланирована нами на уровне 96 млн. рублей'. По итогам 2003 года прибыль 'Пассажиравтотранса' от коммерческих перевозок составила 74 млн. рублей. При этом, из 2600 автобусов ГУПа, около 500 задействованы на этих прибыльных маршрутах. Размер убытка по предприятию в целом Михайлов отказался уточнять. Однако он добавил, что официальная задолженность городского бюджета перед 'Пассажиравтотрансом' составляет 270, 5 млн. руб. Государственный автобусный гигант не исключает, что конкурс по распределению пассажирских маршрутов для обслуживания среди перевозчиков, напротив, даст возможность 'Пассажиравтотрансу' развиваться самостоятельно. 'Мы сможем рассчитаться со временем с долгами', - считает Михайлов. - Правда, нам придется избавиться от излишних площадей, например, автопарков. Их можно будет сдать в аренду'. Автономное существование ГУПов на транспортном рынке поставлено на карту в пасьянсе, которое складывает Правительство Санкт-Петербурга, решая транспортную проблему. Реорганизация государственного сектора рынка назрела давно. Вопрос только, насколько принятое чиновниками решение будет эффективно?
Комментарии