Конфереция

Надо ли платить административные штрафы?

Деятельность по эксплуатации АЗС регулируется множеством нормативно-правовых актов. Владельцы и менеджеры АЗС уже привыкли к бесконечным административным проверкам, при этом зачастую информацию о допущенных нарушениях они получают от проверяющих органов в форме предписания на уплату административного штрафа. В этой статье мы попытаемся рассмотреть наиболее типичные нарушения, которые возможны при эксплуатации АЗС и реализации топлива. Отметим, что проверяющие органы обязаны действовать в рамках своей компетенции и соблюдать при проверках правила, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах. Основными нормативно-правовыми актами, которыми следует руководствоваться при проведении проверок на АЗС, являются Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Правила технической эксплуатации АЗС (РД 153-39.2-080-01) в редакции от 17.06.03 г., утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 01.08.01 г., и ФЗ 'О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)'. 1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ст.14.5 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 30-40 МРОТ; на юридических лиц - от 300-400 МРОТ. В настоящее время действует Положение по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 г. N745. Контрольно-кассовые машины подлежат применению не только при расчетах с населением, но и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом). В соответствии с постановлением пленума ВАС РФ от 31.07.03 г. N16 под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать: а) фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия); б)использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; в) использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр; г) использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью а не фискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти; д) использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти; е) пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом). Технические требования к ККМ в сфере торговли нефтепродуктами и газовым топливом опубликованы в Письме ГМЭК от 28.11.94 г. NАО-7-272 (в ред. 19.12.02 г.). Дела по правонарушениям, предусмотренным ст. 14.5 КоАП РФ вправе рассматривать: - органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (23.49 КоАП РФ); -органы внутренних дел - милиция (ст.23.3 КоАП РФ); - налоговые органы (23.5 КоАП РФ);-суд. 2. Недолив топлива, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (услуги) или иной обман потребителей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ (ст.14.7 КоАП РФ). Данное правонарушение выявляется, как правило, в результате контрольной ('проверочной') закупки топлива и возникает в случае недолива топлива оператором или превышения допустимой погрешности ТРК. В соответствии с п.6.1 Правил технической эксплуатации АЗС класс точности ТРК должен быть не более 0,25 (25 мл на 10 л), а класс точности маслораздаточных колонок не должен превышать 0,5 (50 мл на 10 л). Проверочные закупки вправе производить территориальные органы Госторгинспекции, деятельность которых регулируется постановлением Правительства РФ от 27.05.93 г. N501. Следует особо отметить, что в соответствии с пп. 'е' п.5 указанного постановления органы Гос-торгинспекции вправе приостанавливать реализацию товаров только в том случае, когда они не соответствуют по качеству обязательным требованиям стандартов либо опасны (вредны) для жизни, здоровья и имущества граждан. В соответствии с ФЗ 'Об оперативно-розыскной деятельности' проверочная закупка также может проводиться на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ст.8 закона). Очень часто звонки в Госторгинспек-цию совершают владельцы ВАЗ-2109, ВАЗ-21010, которые возмущенно рассказывают, что в их бак залили 45 л бензина, хотя по паспорту вместимость бака составляет 43 л. Таким потребителям стоит разъяснить, что только в горловину бака входит до 5 л бензина. Дела по правонарушениям, предусмотренным ст. 14.7 КоАП РФ, вправе рассматривать: - органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; - органы внутренних дел - милиция; -суд. 3. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение админи стративного штрафа на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ (ст.14.8 КоАП РФ). Трудности у предпринимателей вызывает оформление документов, подтверждающих качество и безопасность хранимых и реализуемых нефтепродуктов. В разделе 3 'Информация и документация АЗС' Правил технической эксплуатации АЗС изложены требования к обязательной информации и документации, наличие которой проверяется при осуществлении контроля и надзора за деятельностью АЗС. Согласно обязательным требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 51121-97, информация для потребителя должна предоставляться в доступной и наглядной форме, быть хорошо различимой и читаемой, а также быть полной и достоверной. Дела по правонарушениям, предусмотренным ст.14.8 КоАП РФ, вправе рассматривать: - органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы; -суд. 4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, несоответствующих требованиям стан дартов, техническим условиям по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ (п.1 ст.14.4 КоАП РФ). Качество нефтепродуктов, реализуемых на АЗС, должно соответствовать действующим стандартам (техническим условиям). Гарантийные сроки хранения нефтепродуктов должны соответствовать действующей нормативной документации на нефтепродукты. При обнаружении несоответствия хотя бы одного показателя качества нефтепродуктов требованиям ГОСТ (ТУ) отпуск его потребителям запрещается. Дела по правонарушениям, предусмотренным п.1 ст.14.4 КоАП РФ, вправе рассматривать: - органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; -суд. 5. Нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электро установок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объек тов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ (ст.9.11 КоАП РФ). Основные нормы хранения, содержания и реализации топлива закреплены в следующих нормативных документах: Правила технической эксплуатации АЗС (РД 153-39.2-080-01) в редакции от 17.06.03 г., утвержденные приказом Минэнерго РФ от 01.08.01 г., Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных АЗС, утвержденных постановлением Минтруда от 06.05.02 г. N33. Дела по правонарушениям, предусмотренным ст.9.11 КоАП РФ, вправе рассматривать должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора и суд. 6. Ответственность за экологические правонарушения (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемио логических требований при обращении с опасными веществами - штраф для юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специ ального разрешения - штраф для юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ, нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ - штраф для юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ, нарушение правил эксплуатации сооружений для контроля выбросов вредных веществ - штраф для юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ) предусмотрена ст.ст. 8.2,8.21 КоАП РФ. Природоохранные требования к АЗС установлены в разделе 14 'Автозаправочные станции. Природоохранные требования' распоряжения Министерства транспорта РФ и Государственной службы дорожного хозяйства от 22.11.01 г. NОС-482-р. Дела по вышеуказанным экологическим правонарушениям вправе рассматривать органы, осуществляющие государственный экологический контроль, органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, органы российской транспортной инспекции, суд. 7. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ (п.1 ст.20.4 КоАП РФ). Нормы и требования пожарной безопасности для АЗС утверждены приказом ГУГПС МВД России от 23.03.98 г. N25 (в ред.23.05.02 г.). Порядок проведения проверок при осуществлении государственного пожарного надзора утвержден приказом МЧС от 17.03.03г. N132. Дела по правонарушениям, предусмотренным ст.20.4 КоАП РФ, вправе рассматривать органы государственного пожарного надзора и суд. Ограничения полномочий проверяющих органов и порядок обжалования постановлений об административных правонарушениях. Предпринимателям следует знать, что порядок проведения проверок (за исключением проверок, связанных с налоговым и лицензионным контролем) регулируется также ФЗ 'О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)', в соответствии с которым: - мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), при этом проверка может проводиться только тем должностным лицом
Комментарии