Конфереция

Нефтяников опять обидят

Чиновники раздумывают, стоит ли дать нефтяным компаниям шанс сэкономить на экспортных пошлинах на нефтепродукты. В августе и сентябре они могут вырасти почти в два раза, после чего, возможно, опустятся до нынешнего уровня. Компании подсчитывают убытки. Через неделю представители Минфина, Минэкономразвития и Минпромэнерго решат, на каком уровне установить новую привязку пошлин на нефтепродукты к пошлине на сырую нефть. До сих пор пошлины на дизель, бензин, керосин и мазут устанавливались на уровне 90% от пошлины на сырую нефть, хотя закон позволяет чиновникам выбрать любую другую схему. В марте Минэкономразвития предлагало зафиксировать 130%-ный тариф на светлые нефтепродукты (керосин, бензин, дизтопливо) и 70%-ный - на темные (мазут). С 1 августа вступит в силу новая схема расчета пошлин на нефть, и если оставить привязку тарифов на нефтепродукты на прежнем уровне, то пошлина на их экспорт возрастет с нынешних $37,5 до $63 за тонну. Дело в том, что, когда нефть на мировом рынке стоит дорого, пошлина по новой шкале значительно выше, чем по прежней (при цене свыше $25 за баррель - $31,03 плюс 65% от разницы между фактической ценой нефти и $25), а когда нефть дешева, наоборот, немного ниже. По словам замначальника отдела таможенных платежей Минфина Александра Саковича, средняя цена нефти Urals за май - июнь составит $33,5-33,6/барр. Соответственно, в августе-сентябре нефтяникам придется платить примерно $70 с тонны вывозимой сырой нефти. Если бы шкала пошлины на сырую нефть не была изменена, пошлина на тонну нефти составила бы примерно $50,5, а нефтепродуктов - $45,5. Сейчас пошлина с тонны экспортируемой сырой нефти составляет $41,6. На прошлой неделе, накануне заседания межведомственной комиссии по защитным мерам при Минэкономразвития, чиновники планировали поднять пошлины на нефтепродукты с августа до $63-67. В пятницу вице-премьер Александр Жуков заявил, что резкого повышения пошлин не будет, заметив, что бюджет и так получит значительные дополнительные доходы от пересмотренной пошлины на сырую нефть. По расчетам чиновника Минфина, если при новых тарифах для нефти оставить привязку к ним в 90% для нефтепродуктов, то их экспорт будет приносить нефтяникам убытки в $27 с тонны. Однако, по словам директора департамента налоговой политики Минфина Михаила Моторина, в августе и сентябре нефтяникам придется платить все 90%, а затем, при наличии 'веских оснований', соотношение может быть изменено. Впрочем, утверждает другой чиновник Минфина, вчера на совещании с нефтяниками и коллегами из Минэкономразвития министерство предложило ввести лишь 65%-ную 'привязку', которая примерно соответствует нынешнему абсолютному размеру пошлин на нефтепродукты. Нефтяникам поручили через неделю представить расчеты по рентабельности экспорта при разных уровнях тарифа. Замгендиректора 'Татнефти' Азат Ягафаров рад, что чиновники готовы в принципе сохранить привязку тарифов на сырую и переработанную нефть, что предотвратит 'произвол'. Однако, по словам представителя 'Сибнефти' Алексея Фирсова, 90%-ный тариф сделает переработку 'совсем невыгодной', загрузка НПЗ снизится, а цены на бензин подскочат. Начальник отдела по связям с инвесторами 'ЛУКОЙЛа' Геннадий Красовский отмечает, что при этом сократится производство нефтепродуктов, в том числе бензина, а внутренний рынок дизтоплива и мазута 'обрушится' из-за роста предложения. Эксперт 'Тройки Диалог' Валерий Нестеров говорит, 90%-ная пошлина будет фактически 'запретительной' для вывоза мазута и дизтоплива, а бюджет от сокращения экспорта и снижения добычи только потеряет.
Комментарии