Конфереция

Ответственность за льготный транспорт навязывают коммерческим перевозчикам

Примерно через месяц Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга объявит открытый конкурс на пассажирские автомобильные перевозки. Этот конкурс будет первым в новой системе распределения пассажирских автотранспортных маршрутов для обслуживания их коммерческими структурами. Если раньше город распределял на конкурсной основе каждый коммерческий маршрут, а социальные маршруты оставлял за государственным предприятием "Пассажиравтотранс", то в предстоящем конкурсе на 2005 год коммерческие предприятия будут бороться за объединенные лоты. Пассажиры маршруток заплатят за льготников Петербург предполагается разбить на зоны, которые могут в некоторых случаях пересекаться друг с другом. Каждый лот будет включать в себя как коммерческие, так и социальные маршруты. Те маршруты, которые не удастся внести в общую систему зонирования, а так же пригородные направления (их число составит примерно 10-15% от общего количества маршрутов), будут разыграны на другом конкурсе в сентябре. Комитет планирует сформировать 60 зональных лотов, каждый из которых будет в среднем на 70% состоять из коммерческих маршрутов и на 30% из социальных. За счет перекрестного финансирования, Комитет по транспорту пытается решить проблему убыточности социальных перевозок. Как известно, компенсация проезда льготных категорий граждан, заложенная в городском бюджете, не покрывает полностью затраты на перевозку льготников. По новым правилам, для каждого лота будет отдельно рассчитан размер затрат на обслуживание социальных маршрутов и, соответственно, определен персональный размер дотаций из городского бюджета. Все затраты, сверх бюджетных дотаций коммерсантам предлагается покрывать из собственной прибыли от коммерческих перевозок. Таким образом, новая система, по расчетам Комитета по транспорту, позволит за счет эксплуатации маршруток обеспечивать бесперебойную работу социального транспорта. "С учетом федеральных планов о замене социальных льгот адресными компенсациями, для нас нет иного пути, как сближение этих двух категорий пассажирских перевозок", - сообщил корреспонденту "Аи92" заместитель председателя Комитета по транспорту Игорь Маилов. Председатель правления Ассоциации Перевозчиков пассажиров Алексей Блинов отмечает, что размер дотации определен, исходя из прогнозируемого бюджета на будущий год. Какими они будут в 2005 году сказать сегодня с уверенностью нельзя. Поэтому, предлагать свою цену на конкурсе коммерсантам будет крайне сложно, поскольку нет гарантий, что город выполнит обязательства по финансированию льготных перевозок. Логичным решением этой проблемы представляется смещение сроков проведения основного конкурса на ноябрь. К этому моменту городской бюджет будет иметь более определенный вид. Участники рынка в целом сомневаются в экономической целесообразности совмещения коммерческих и социальных перевозок. Социальные маршруты вполне можно было оставить за Петербургом, считают они, поскольку это является необходимым транспортным минимумом для любого города. А для компенсации убыточности этой сферы за счет коммерческих маршрутов было бы достаточно ввести дополнительную финансовую нагрузку на владельцев маршруток. Только такая нагрузка должна быть предсказуема и разумно обоснована. Новая система поможет обновить городской автобусный парк Условия конкурса и стоимость документации пока не определены. Однако точно решено, что к участию в конкурсе, который пройдет в два этапа, будут допущены транспортники, прошедшие предварительную квалификацию. Основные критерии, по которым Государственная комиссия под руководством вице-губернатора Михаила Осеевского будет начислять баллы тому или иному перевозчику сохраняться со старых конкурсов - это опыт работы в сфере перевозок пассажиров, наличие лицензии на перевозки, квалифицированный персонал, а так же соответствующая техническая база. Так же будет учитываться безопасность перевозок. На 53 компании-перевозчика, работающих в нашем городе, приходится около 4000 единиц подвижного состава. Самая большая доля - около 1400 машин принадлежит ОАО "Третий парк", на втором месте - автомобильный парк частного предпринимателя Антошевского - 1100 автобусов. Маилов предположил, что коммерческие структуры будут привлекать на обслуживание своих лотов автобусы ГУП "Пассажиравтотранс". Алексей Блинов с ним не согласен, по его мнению, коммерсанты в состоянии обновить свой парк самостоятельно за счет кредитных ресурсов. А вот "Пассажиравтотранс", по его мнению, так же примет участие в конкурсе, что позволит государственной структуре из будущей прибыли частично погасить свою кредиторскую задолженность. "Возможно, для ГУП "Пассажиравтотранс" конкурс может стать путем к общему финансовому оздоровлению", - добавил Блинов. Кто будет нести ответственность? В своей оценке предстоящего конкурса, большинство перевозчиков сходятся во мнении, что 60 лотов - это много. "Суть определения зональных лотов не только в том, чтобы обеспечить перекрестное финансирование коммерческих и социальных маршрутов, но и в том, чтобы создать социально ответственного перевозчика", - говорит Алексей Блинов. Отдавая социальную транспортную сеть на обслуживание коммерческим структурам, городское правительство должно быть уверено, что транспортная система будет работать бесперебойно. Поэтому, чем больше зональный лот, тем крупнее перевозчик, который возьмется за его обслуживание. При этом контролировать работу крупной компании Комитету по транспорту будет гораздо проще. На долю мелких перевозчиков может остаться перевозка пассажиров по отдельным транспортным маршрутам, не вошедшим в зональную классификацию.
Комментарии