Лицензирование деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки была отменена решением Государственной Думы еще 13 ноября 2002 года. Это позволило владельцам АЗС больше не обращаться к чиновникам за лицензией. Для небольших и средних операторов с отменой лицензирования отпала необходимость в дополнительных финансовых затратах. Для крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), такая мера отсекла проблемы с получением лицензий в каждом регионе. Но легитимность решения Госдумы до сих пор оспаривается теми, кто ранее имел возможность пополнять бюджет за счет топливных денег.
На каждую АЗС - две лицензии
Первоначально продажа нефтепродуктов попала под двойное лицензирование. Так лицензию на реализацию продуктов нефтепереработки можно было получить в Минэнерго, которое сегодня преобразовано в Министерство промышленности и энергетики. Кроме лицензирования АЗС это министерство через региональные нефтяные инспекции контролировало работу нефтебаз, наличие у трейдеров сертификатов на реализуемое топливо, соответствие помещений техническим нормам. Вторую лицензию владельцы АЗС должны были получать в МЧС и Госгортехнадзоре. Этот документ давал операторам право на эксплуатацию промышленных пожароопасных объектов, к которым относили не только нефтебазы, но и АЗС. Необходимость на один вид деятельности получать две лицензии - это нонсенс. Поэтому предложения Минэкономразвития о внесении изменений в закон 'О лицензировании отдельных видов деятельности' были поддержан депутатами - поправки в закон были внесены.
Топливные операторы, беседовавшие с 'Аи92', отмечают, что хранение нефтепродуктов на АЗС - это не конечная цель предпринимательской деятельности, за которую трейдер получает деньги, а только один из этапов технологической цепочки по розничной реализации нефтепродуктов. Поэтому, рассматривать топливные резервуары на АЗС как нефтехранилища нецелесообразно. Применение к АЗС закона о безопасности промышленных пожароопасных объектов тем более странно, поскольку в таком случае на автозаправке не удастся соблюсти все правила, предписанные этим законом. Как, например, можно ограничить доступ людей на АЗС и ввести пропускную систему, если автозаправки - это точки розничной продажи бензина? И по классификатору видов предпринимательской деятельности Госстандарта, АЗС являются объектами торговли нефтепродуктов.
Легитимность лицензирования: два взгляда чиновников
В результате активных действий Российского топливного союза (РТС) в августе 2003 года Генеральная Прокуратура выдала письменное заключение о неправомерности лицензирования АЗС как объектов хранения нефтепродуктов. Затем, спустя почти что год, в мае 2004 года и МЧС, в свою очередь, согласилось с необоснованностью своих требований к топливникам. Но, по словам исполнительного директора РТС Григория Сергиенко, существует письмо Генпрокуратуры, написанное еще в январе 2003 года, где Приволжским природоохранным структурам на соответствующий запрос даются разъяснения о том, что лицензирование АЗС должны быть сохранены. 'Это письмо пролоббировало Минэнерго, которого лишили достаточно мощного рычага административного влияния', - считает Сергиенко. Таким образом, до сих пор есть два юридических документа, которые противоречат друг другу в вопросах лицензирования. Поэтому само решение о необходимости нефтетрейдерам получать дополнительные бумаги в контролирующих органах принимаются на усмотрение местных властей.
Как сообщил 'Аи92' Григорий Сергиенко, только в Москве топливникам удалось отстоять свое законное право не получать лицензии на эксплуатацию АЗС. В других регионах практика лицензирования сохранилась. В Петербурге топливная инспекция по-прежнему требует с владельцев АЗС такой документ. 'Лицензия - это не самоцель, - говорит в интервью 'Аи92' начальник петербургской Топливной инспекции Василий Смеречук, - это способ хоть как-то контролировать качество продукции на АЗС. В нашей стране, если нет дубины и страха, законы выполняться не будут!' Топливная инспекция требует наличия либо долгосрочной пятилетней лицензии, либо сама выдает лицензии сроком на один год. Однако права заниматься выдачей лицензий на АЗС, у Топливной инспекции уже нет.
В ходе Административной реформы, в конце прошлого года Нефтяные инспекции были реорганизованы в топливные, которые в настоящее время вышли из подчинения Министерств и попали в новый орган, подконтрольный непосредственно Председателю Правительства РФ - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Согласно положению о создании Надзора, его сотрудники не имеют права требовать с операторов вышеназванных лицензий.
Тезис о взаимосвязи качества топлива и наличия у владельцев АЗС специальной лицензии так же не выдерживает критики. 'Наличие какого-либо разрешительного документа только формально может позволить контролировать качество. На самом деле для эффективного контроля надо вводить принципиально иную систему. А пока, качеством топлива могут заняться, например, представители Торговой инспекции на основании Административного кодекса', - высказал свою точку зрения исполнительный директор РТС.
Количество лицензий могут и увеличить
Однако точку в вопросе правомерности применения лицензирования для АЗС чиновники поставят еще не скоро. Возможность иметь систему политического и экономического влияния на операторов топливного рынка слишком заманчива. Поэтому, в мае этого года на заседании Правительства РФ опять был поднят вопрос о лицензировании. В частности, глава МЧС России Сергей Шойгу и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко высказались за увеличение видов деятельности, подлежащих лицензированию. Премьер-министр Михаил Фрадков поручил им проработать этот вопрос и представить свою программу в Правительство. Григорий Сергиенко не исключает, что эти предложения могут уже осенью оказаться в Госдуме.
Борьбу за сокращение числа выдаваемых лицензий уже несколько лет ведет Минэкономразвития (МЭР). Причем чиновники этого ведомства разрабатывают свою программу, где предлагается отменить еще примерно 50 видов лицензий. Так в настоящее время, министерство разослало во все предпринимательские объединения циркуляр, который призван выявить все 'плюсы' и 'минусы' существующей системы лицензирования. На основании этого опроса предпринимателей МЭР надеется понять, что и как на самом деле нужно лицензировать в России.
Комментарии