а могут и вовсе сойти на нет
Вчера состоялось заседание возрожденной межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле. Решали, что делать с пошлинами на нефтепродукты и прежде всего на бензин. Решили пошлины на экспорт нефтепродуктов не поднимать.Комиссию, которой в прежнем правительстве руководил тогда еще вице-премьер Алексей Кудрин, на первой волне административной реформы поначалу упразднили. Но ненадолго. Ко миссия вчера провела первое заседание в новом, не правительственном, а межведомственном качестве. Чиновников заставил собраться рост цен на бензин. Очередной всплеск случился 1 июня, когда цены поднялись в среднем на 11%. Правительство решило реагировать. Как - до вчерашнего дня было понятно: раз цены растут, значит, бензина мало; раз его мало - надо его экспорт ограничить. А ограничить просто: надо поднять вывозные пошлины. Так бывало не раз.
Но есть и альтернативная точка зрения. Она исходит из сравнительного анализа эффективности разных видов бизнеса, связанного с нефтью.
по состоянию на конец мая поставка нефтепродуктов на внутренний рынок давала, по оценкам Минпромэнерго, в среднем чистую прибыль порядка $40 за тонну нефти. А экспорт корзины нефтепродуктов, выработанных из 1 т нефти,- порядка $35. В то же время экспорт сырой нефти трубопроводным транспортом давал чистую прибыль порядка $90 за тонну. Тот же экспорт нефти комбинированным транспортом, когда по трубе нефть доставляется на НПЗ, а затем вместо переработки заливается в железнодорожные цистерны и отправляется на экспорт, давал в конце мая порядка $60 за тонну, а с открытием навигации на реках - до $75 (см. таблицу).
Становится понятно, почему не растет нефтепереработка и сокращается экспорт нефтепродуктов: это самый невыгодный вид нефтяного бизнеса. И НПЗ в таких условиях становятся перевалочной базой для экспорта нефти нефтяными компаниями - владельцами НПЗ. Спрашивается, что изменится, если правительство поднимет пошлины на вывоз нефтепродуктов? Этот бизнес станет еще менее прибыльным, из чего следует, во-первых, что сократится нефтепереработка, а во-вторых, бизнес сосредоточится на экспорте нефти. Оба фактора означают, что цены на нефтепродукты, и прежде всего на бензин, вырастут; другими словами, повышение пошлин на вывоз нефтепродук тов, кажущееся очевидной реакцией на рост бензиновых цен, приведет к прямо противоположным результатам.
Тем не менее ко вчерашнему заседанию чиновники пришли с разными представлениями: представители Минпромэнерго были против повышения пошлин, а Минэкономразвития - за. В результате дискуссии было решено пошлины не поднимать.
Ситуация может быть скорректирована в июле. 1 июля правительство в соответствии с законом о таможенном тарифе должно принять решение о повышении пошлин на нефть, которое вступит в силу 1 августа. Но это не значит, что изменится соотношение прибыльности видов нефтяного бизнеса, различающихся степенью ее переработки. Поэтому вчера на комиссии по защитным мерам прозвучала революционная идея: вообще ликвидировать пошлины на вывоз светлых нефтепродуктов. Именно это радикальное решение изменило бы положение, загрузило нефтеперерабатывающие мощности и способствовало снижению цен на внутреннем рынке. Судя по тому, какую позицию комиссия продемонстрировала вчера, есть вероятность, что пошлины на вывоз бензина могут быть отменены.