Конфереция

'Транснефть' повышает тарифы

Тарифы на транспортировку нефти через принадлежащую государству систему российских магистральных нефтепроводов будут повышены, сообщил во вторник глава компании 'Транснефть' Семен Вайншток. В правительстве, похоже, об этом ничего не знают. 'Транснефть' планирует обратиться в соответствующие ведомства по вопросу повышения тарифов, как только в этом появится необходимость', - заявил во вторник Семен Вайншток. Необходимость повышения тарифов глава 'Транснефти' мотивировал, в первую очередь, ростом энерготарифов. Прояснить позицию государственных органов по поводу возможного роста тарифов 'Газете.Ru' не удалось. Из пресс-службы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) нас переадресовали в Федеральную службу по тарифам (ФСТ), объяснив, что обсуждаемый вопрос находится в ее ведении. А в ФСТ обсуждать высказывания Вайнштока отказались, заявив, что до утверждения положения об их деятельности никаких комментариев прессе не дают. Складывается впечатление, что пока вопрос о стоимости прокачки российской нефти не является первоочередным для госорганов. Между тем, как показывает практика, тарифы на услуги 'Транснефти' пересматриваются каждый год примерно в это время. Как только положение о соответствующей службе будет утверждено, встанет и вопрос повышения тарифов. Мотивировать свои пожелания 'Транснефть', похоже, намерена не только подорожанием электроэнергии, но и ростом затрат компании на развитие сети магистральных нефтепроводов. Семен Вайншток во вторник сообщил об очередном повышении стоимости проекта нефтепровода Тайшет-Находка, входящего в систему Восточная Сибирь-Тихий Океан. По его словам, она, скорее всего, превысит $13 млрд. В марте представители компании говорили об $11 млрд. Еще раньше, когда обсуждался предшественник Тайшета-Находки - забракованный позднее проект Ангарск-Находка, - речь шла о сумме $5,2 млрд. Даже с учетом удлинения маршрута и роста цен на трубы и металлоизделия такой рост выглядит необоснованным. На примере этого нефтепровода Семен Вайншток заодно показал, насколько его компания хотела бы увеличить тарифы. Поскольку собственных средств у 'Транснефти' для осуществления столь масштабного проекта не хватит, придется привлекать кредиты. Благо, больших проблем не предвидится - Япония, больше других заинтересованная в появлении нового маршрута транспортировки российской нефти поближе к своим границам, обещала выделить под строительство трубы столько кредитных средств, сколько нужно. Но кредиты нужно возвращать. На период возврата, по словам Семена Вайнштока, 'максимальный тариф на транспортировку нефти по трубопроводу в период выплат по кредитам составит до $47, после этого он снизится до $25-27'. Столько будет стоить доставка тонны нефти от начальной до конечной точки трубы. При действующих тарифах и длине трубы 4130 км максимальная сумма составила бы чуть больше $8. При этом тарифы повысят сейчас, а труба, по мнению аналитика ИК 'Метрополь' Евгения Сацкова, появится, скорее всего, в следующем десятилетии. На сегодняшний день экономическая необходимость строительства нефтепровода неочевидна. Месторождения, с которых нефть должна пойти по маршруту Тайшет-Находка, плохо разведаны и еще хуже освоены, напоминает эксперт. Кстати, еще в прошлом году сам Вайншток признавал, что требуемых для заполнения трубы 50 млн т в год пока нет. Нет их и сейчас. Правда, признает Евгений Сацков, в деле есть и политический момент: труба на Дальний Восток имеет стратегическое значение для развития региона и закрепления России на самом перспективном и быстро растущем рынке - тихоокеанском. Если будет принято политическое решение, строительство может начаться. Но разумнее отложить его до того момента, как надобность в системе действительно появится. Евгений Сацков считает, что правительство как раз сейчас и пытается понять, как будет развиваться трубопроводная сеть России. В этой связи слова Вайнштока следует воспринимать как пробный шар, направленный на выявление реакции заинтересованных лиц. Впрочем, не исключена и другая версия происходящего: заявления главы 'Транснефти' о заоблачной стоимости требующихся стране нефтепроводов - просто дымовая завеса, под прикрытием которой принадлежащая государству компания намерена получить свой кусок от сверхвысоких цен на нефть.
Комментарии