Конфереция

Ценовые "заговорщики" ответят рублем

Антимонопольная служба займется ценами В пределах одного региона ни одна группа лиц не должна владеть более 25% участков земли под застройку "Разрушать" монополии глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев намерен вместе с петербургской командой единомышленников, с которой он проработал 10 лет. -- В ФАС сейчас работают много петербуржцев? -- Наряду с бывшим МАП, конечно, несколько больше. Я пригласил в Москву некоторых своих коллег, с которыми, как говорится, мы идем по жизни. То есть тех, с кем я 10 лет знаком по работе в Петербургском центре политико-экономических исследований, которым руководил. Причем далеко не все эти люди "яблочники", главное -- у них есть знания и энергия для работы. -- Когда Вам передали дела антимонопольного министерства, какие вопросы были первоочередными? -- Я не первый раз прихожу на административную работу, поэтому вопрос административной реформы, реорганизации ведомства был для меня не новым. Но один вопрос сразу "вырисовывался". За последние годы МАП оказалось в изоляции и лишилось поддержки правительственных структур, в чем, собственно, и была большая беда министерства. Поэтому мне с самого начала было важно почувствовать, насколько проблемы антимонопольной политики созрели для того, чтобы они стали ключевыми в экономической реформе, проводимой правительством. И я очень рад, что ФАС получила такую поддержку. -- За счет чего можно сбалансировать цены на нефтепродукты? -- Я уверен, что Россия -- страна ценовых сговоров и тут, как говорится, работы непочатый край. За последние 10 лет (!) МАП только трижды доказало в суде (а суды -- это еще одна проблема и отдельный разговор) сговор компаний по росту цен на бензин. Это говорит о том, что руководители нефтяных компаний не только имеют грамотных юристов, но и хорошие возможности для воздействия на правоохранительные органы. В этом смысле МАП было трудно и небезопасно бороться с нефтяниками. Как, впрочем, и с представителями других секторов экономики. -- И что же делать? -- Надо менять антимонопольное законодательство. В частности, искоренить ту практику, когда суду необходимо предъявить протокол о сговоре компаний (подписанный их руководителями) по повышению цены на тот или иной продукт, услугу. Таких протоколов никогда не будет, а, значит, суд согласно часто применяемой трактовке законодательства не вправе рассматривать дело. Во всем мире подобную проблему решают за счет такого понятия, как "сознательный параллелизм", то есть, если компании одновременно повысили цены и этому нет никаких экономических обоснований, такое дело объявляется судом противоправным. Соответственно, все виновники объявляются участниками "картельного соглашения". Которые в дальнейшем обязаны компенсировать ущерб всем пострадавшим на рынке субъектам (как гражданам, так и компаниям). В общем, насколько цены подняли, настолько должны возместить потери. -- ФАС уже предприняла в этом направлении конкретные шаги? -- В частности, руководитель Аппарата Правительства РФ Дмитрий Козак уже подписал письма в адрес Высшего арбитражного суда, Верховного суда и Генпрокуратуры с просьбой обобщить практику правоприменения за последние годы статей Уголовного кодекса и, соответственно, статей антимонопольного законодательства по этому вопросу. Но пока судьи будут вникать в суть дела, не исключено, что, например, компания "Лукойл" получит в Петербурге 60 земельных участков под застройку автозаправок. По действующему антимонопольному законодательству о конкурсах соответствующая процедура (конкурс) должна быть проведена. И вовсе не обязательно, что "Лукойл" выиграет конкурс. ФАС провела переговоры с администрацией Петербурга, и нас заверили, что конкурс состоится. А ФАС, в свою очередь, будет стремиться к тому, чтобы конкурс был открытым, справедливым и равным. Если конкурс не пройдет, мы вынуждены оспорить это решение в суде. ФАС не против компании "Лукойл", главное для нас, чтобы никакая компания вообще не имела доли на рынке более 35%. -- Известно, что ФАС предлагает свой вариант снижения цен на жилье. В чем суть? -- Ситуация на строительном рынке идентична другим. Если посмотреть номинально, то в списке игроков значится 2,5 тыс. строительных компаний. На самом деле подрядчиков намного меньше -- 100 компаний, и их владельцами являются два-три лица. Только они не фигурируют ни в одном документе, поскольку все "сидят" в оффшорах. Поэтому задача ФАС -- исследовать рынок, попытаться выявить его реальную долю, то есть определить собственников компаний. Подобным делом антимонопольное ведомство ранее занималось эпизодически. Если мы докажем, что некая компания имеет более 35% на рынке, то на ее действия согласно закону будут наложены серьезные ограничения. ФАС уже направила предложения правительству, что в пределах одного субъекта Федерации ни одна группа лиц не должна владеть более 25% участков земли под застройку. биография - Игорь Юрьевич Артемьев родился 27 ноября 1961 г. в г. Ленинграде. - В 1994 г. был избран в Законодательное собрание Петербурга. До июля 1996 г. возглавлял координационную группу по бюджету и финансам. - В июне 1996 г. назначен на должность первого вице-губернатора Санкт-Петербурга, председателя Комитета финансов администрации города. - 19 декабря 1999 г. был избран депутатом Государственной думы третьего созыва, федеральный список "Яблоко", где работал заместителем председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. - С марта 2004 г. возглавил Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Комментарии