Конфереция

Питерский горзаказ на грани срыва

К этому привела, как утверждают специалисты, необдуманная деятельность председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга (КЭРППТ) Владимира Бланка.На удовлетворение нужд Петербурга через систему городского заказа в 2003 году было истрачено 54, 8 млрд. рублей. При этом большая часть заказов была размещена без проведения конкурса. По итогам открытых конкурсов закуплено товаров и услуг было только на 14 млрд. рублей. Как было заявлено на одном из первых заседании нового правительства города сразу после прихода в Смольный Валентины Матвиенко, непрозрачность, закрытость конкурсных процедур создавали почву для коррупции. И снизить коррупционную емкость горзаказа призвали молодого банкира, а в прошлом вице-губернатора Псковской области Владимира Бланка.В жуткой спешке Владимир Бланк и его подчиненные разработали нормативную документацию для новой трехуровневой системы горсзаказ, которая была законодательно закреплена постановлением Правительства Санкт-Петербурга N130 от 23.12.2003 'О формировании, размещении и исполнениии заказа на поставку товаров, работ и услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга'. Нормативная документация получилась весьма сумбурной в связи с тем, что не было обратной связи со всеми заинтересованными сторонами. КЭРПТТ был просто завален письмами с замечаниями, предложениями, но большинство их не было учтено. Теперь, чтобы закупить даже скрепки, не говоря уже об автобусах, должны проводится открытые и справедливые конкурсы - общим числом более 3 тысяч ежегодно. О сделках до 5 млн. рублей решения могут принимать районные власти, от 5 до 50 млн. рублей - 8 межведомственных комиссий во главе с вице-губернаторами, свыше 50 млн. рублей - правительственная комиссия во главе с финансовым вице-губернатором Петербурга Александром Осеевским. Спустя пару месяцев после того, как заработала новая система горзаказа, КЭРППТ отрапортовал в питерских СМИ о значительной экономии бюджетных средств. Правда, в победных отчетах некорректно сравнивался месяц работы 2004 года и весь 2003 год. Но на самом же деле 'революционная' система Бланка напрочь парализовала систему горзакупок в Петербурге. КЭРППТ, где работают всего 20 человек, сегодня завален конкурсной документацией, и провести 3 тысячи конкурсов до конца года просто нереально. Как же так получилось? Причин несколько.В КЭРППТ при Бланке была разрушена система проверки документов по отраслевым отделам. Управление нормативно-методической, ценовой и тарифной политики, которое раньше проверяло конкурсную документацию и госконтракты ликвидировано. Сложилась ситуация, когда в городском комитете по экономике некому проверять сметы. Озвученная открытость горзаказа также оказалась фикцией. Например, получить подробную информацию о запланированных конкурсах невозможно, поскольку КЭРПТТ и сам не имеет представления о запланированных госзаказчиками конкурсах. Также невозможно попасть на заседания конкурсных комиссий. Да, на вскрытие конвертов приглашают, но вот чтобы увидеть, как комиссия принимает решения по итогам конкурсов - это задачка неразрешимая. Провозглашалось, что председатели и 2/3 составов конкурсных комиссий должны пройти обучение по курсу управления закупками продукции для городских нужд. Никакого обучения не проводится, а комиссии работают и принимают решения. В экспертные группы, на основании заключений которых комиссии принимают решения, сейчас привлекаются случайные люди, оплата их услуг не предусмотрена ни одним нормативным актом. Нет и критериев, которым должны удовлетворять эксперты, а ведь от их мнения многое зависит. Вообще, кадровая чехарда по-бланковски уже стала притчей во языцех в самом КЭРПТТ. Насколько известно, сегодня большинство членов секретариата правительственной конкурсной комиссии и межведомственных комиссий не являются специалистами в сфере горзаказа, приняты на работу недавно и находятся на испытательном шестимесячном сроке. А ведь именно на секретариате лежит большая часть ответственности за подготовку заседаний комиссий, рассмотрение конкурсных документов, оформление различных протоколов. И в итоге над расходной частью питерского бюджета нависла реальная угроза неисполнения. Согласно последним статистическим данным, благодаря новой системе горзаказа жилищный комитет в 2004 году освоил только 230,7 миллиона рублей бюджетных средств (13,9%), контрактов предстоит еще заключить на 1,42 миллиарда (86,1%), комитет по образованию освоил всего 254,7 миллиона рублей (19,1 %), предстоит - 1,03 миллиарда (80,9%) и т. д. Большинство конкурсов, работы по которым должны быть выполнены за летний период, еще даже не проведены. Драгоценное время упущено. Несвоевременное исполнение бюджета и неспешное проведение конкурсов с большой вероятностью приведет к тому, что под конец года начнется суматошное направление документов в секретариат для согласования горзаказа с конкурсными комиссиями. Учитывая срочность размещения заказов, резко возрастет число 'единственных источников', у которых будут закупаться продукция и услуги на деньги питерских налогоплательщиков. Естественно, ни о какой экономии бюджетных средств в такой ситуации говорить не приходится. Сегодня Владимир Бланк утверждает, что ответственность за срыв горзакза полностью лежит на руководителях комитетов Смольного. Но вскоре все осознают, что к этому привела скорее необдуманная экономическая политика самого г-на Бланка в сфере горзаказа. В начале июня губернатор Петербурга Валентина Матвиенко уже строго предупредила о применении жестких мер в случае неисполнения плана горзаказа до конца 2004. Будет ли это означать отставку Владимира Бланка с поста главы КЭРПТТ, думается, вопрос риторический. С начала этого года в Петербурге была внедрена новая система так называемого городского заказа - это когда на бюджетные деньги Смольный закупает все необходимое для жизнедеятельности города - от автобусов до скрепок, оплачивает средствами налогоплательщиков ремонт дорог, лекарства для льготников, горючее для муниципального транспорта и т. д. Обычно в Северной столице, равно как и в любом другом крупном российском мегаполисе, на горзаказ тратится две трети городского бюджета. Главным разработчиком новой системы горзаказа стал председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга (КЭРППТ) Владимир Бланк. Чем же горзаказ Бланка отличается от старого?
Комментарии