Конфереция

Российский топливный союз предсказывает новый рост цен на нефтепродукты

В этом месяце ожидается очередное повышение оптовых цен на нефтепродукты. Автоматически опт потянет за собой и розницу. Согласно прогнозам экспертов 'Аи92', цены в розничном звене вырастут с интервалом в дне недели от оптовых цен. В это значит, что к середине июля, еще более высокие цены на Петербургских и Ленобластных АЗС автолюбителям гарантированы. Об этом вчера на пресс-конференции в Санкт-Петербурге рассказал президент Российского топливного союза (РТС) Сергей Борисов. На основании динамики роста цен в последние три месяца, можно говорить о повышении стоимости бензина в следующем месяце на 3-7%. Как известно, в этом году внутренние цены на моторное топливо 'поползли' вверх в конце марта. За три месяца текущего года цены увеличились в среднем по России на 15%. Объясняют сложившуюся ситуацию невероятные темпы роста экспорта нефти, приводящие к недогрузке на российских заводах. В этой ситуации дефицит топлива можно компенсировать за счет 'давальческой' нефть небольших нефтяных компаний. Однако эта схема в России практически перестала существовать. Так как большая часть российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) принадлежат вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), которые, стремясь к монополии, отказывают сторонним структурам в переработке сырья. С другой стороны, невозможность переработать добытую нефть приводит к сокращению числа мелких и средних нефтяных компаний и, опять же, усиливает монополизм на минерально-сырьевом рынке. Если в США добыча нефти примерно на 40% ведется силами малых и средних компаний, которые пользуются более качественными методами разработки месторождений, то в России эта доля за несколько лет снизилась с 12% до 5%. ВИНКи через свои НПЗ диктуют цены оптовым покупателям, что в дальнейшем проецируется на розничный рынок. Причем, через монополию оптовых поставок нефтяные гиганты стремятся и к монополизации в розничном секторе. Подтверждением тому служат российские регионы, в которых нефтяники контролируют большую часть розничного рынка. В Петербурге сегодня лидирующую позицию занимают местные операторы - на первом месте 'Петербургская топливная компания', с долей в 29%, на втором месте компания 'Фаэтон', третью позицию сегодня делят 'Несте' и 'ЛУКОЙЛ'. Сегодня на рынке есть лидеры, но нет доминантов, что соответствует требованиям антимонопольного законодательства. Борисов заявил, что залогом сдерживающих цен на внутреннем топливном рынке является 'множественность' самого рынка. 'Паритет наступит тогда, - считает он, - когда соотношение ВИНКов и малого и среднего бизнеса на региональных топливных рынках составит 'пятьдесят на пятьдесят'. Он так же отмечает, что в настоящее время Москва и Санкт-Петербург являются 'неким сдерживающим фактором' формирования розничных цен в России. Поскольку рынки обеих столиц пока еще не монополизированы, то их ценовая политика является индикатором российского розничного рынка нефтепродуктов. Однако не оспорим тот факт, что нефтяники поставляют топливо на Северо-Запад по завышенным ценам, провоцируя тем самым рост цен на автозаправках независимых операторов. При этом, для своих собственных розничных подразделений ВИНКи поставляют светлые нефтепродукты по специальным ценам, позволяющим 'сдерживать' рост розничных цен и устанавливать 'конкурентные' цены. Вероятно, эти цены на ряду с анонсируемыми ВИНКами суммами по уплате налогов, заставляют петербургскую власть принимать недальновидные решения, о которых в дальнейшем пострадают не только чиновники, но и все горожане, пользующиеся автотранспортом. 'Мечта ВИНКов, - заверяет президент РТС, - довести внутреннюю цену на бензин до общеевропейской, то есть один доллар за литр, минус 15-20 центов на транспортные расходы'. Задача региональных властей заключается в регулировании местных рынков и недопущении их монополизации. Со стороны федеральных властей за равновесием региональных рынков должна пристально наблюдать антимонопольная служба. Однако на сегодня эта работа надлежащим образом не ведется, считает Борисов. Кроме региональных аспектов, повышение цен на бензин зависит и от общей регулирующей политики государства. Так, в частности, меры, которые применяет российское Правительство в части установления тарифов на экспорт нефти и нефтепродуктов, Борисов считает недостаточной. 'Таможенные тарифы в нашей стране повышают либо не достаточно, либо с опозданием', - считает он. Это не значит, что государство должно перекрывать коммерческим структурам доступ к экспортной трубе. Просто правительство обязано позаботиться о насыщении внутреннего рынка. Обоснованный размер экспортной пошлины должен быть таким, чтобы в сумме с ценой топлива на внутреннем рынке достигать цены внешнего рынка. Только тогда можно говорить о регулирующей роли государства в сфере топливной торговли. И все же основная ответственность за рост внутренних цен лежит на крупных нефтяных компаниях. При мировых ценах на нефть около $40 за баррель прибыли ВИНКов за счет экспорта огромны. Поэтому требовать того же уровня рентабельности продаж от внутреннего рынка сегодня не корректно. В кругах делового сообщества в прошедшем году появилась идея социальной ответственности бизнеса за судьбу страны. Эта идея именно сегодня имеет шансы получить подтверждение.
Комментарии