Конфереция

Терминал в Высоцке принял сам премьер

Вчера в порту Высоцк, что в Выборгском заливе, официально начал работать новый терминал по перевалке нефтепродуктов. Как это часто бывает (и не только в России), пуск - это праздник. Первый пробный танкер ушел в море из Высоцка еще в мае, и к моменту открытия терминал успел перевалить 130 тысяч тонн нефтепродуктов. Но этот факт отнюдь не умаляет вчерашнего события. Церемония стала, наверное, самой яркой иллюстрацией к проходящему в эти дни Петербургскому экономическому форуму. Какие бы красивые слова о необходимости модернизации отечественной экономики ни произносились с высоких трибун, увидеть "овеществленные" нефтедоллары, притом вложенные не за тридевять земель, а в России, всегда приятно. Поэтому в Высоцк, который до недавнего времени не был избалован вниманием властей, пожаловала делегация, в которой были премьер-министр Михаил Фрадков и председатель Совета Федерации Сергей Миронов, а также полпред президента в СЗФО Илья Клебанов и губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. На коротком митинге (спрос на первых лиц государства велик, да и дождь постоянно моросил, суля удачу новостройке) выступающие подчеркивали, что терминал - пример, когда совпадают интересы государства и частного бизнеса. Соединенный с большой землей дамбой порт на острове Высоцкий с момента его перехода под юрисдикцию СССР в 1940 году служил военному флоту, а с девяностых годов использовался для перевалки угля и руды. Ну а ровно два года назад нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" приобрела права на строительство здесь терминала. Проект распределительно-перевалочного комплекса "ЛУКОЙЛ-II" (первый порядковый номер имеет терминал компании в Калининградской области) можно назвать российско-американским. И не только потому, что работы на стройплощадке подразделение холдинга "ЛУКОЙЛ-Нефтегазстрой" вело совместно с американской инжиниринговой компанией "Флюор Корпорейшн". И даже не потому, что суда с дизтопливом и мазутом из Высоцка будут в основном уходить в порты США, - "ЛУКОЙЛ" владеет в этой стране собственной сбытовой сетью. Главное - финансы. Под строительство частный американский фонд HBK Fund выделил на 12 лет кредит 225 миллионов долларов, причем его возврат на две трети гарантирован государственным агентством США по страхованию частных инвестиций за рубежом. Как сообщили в Северо-Западном отделении нефтяной компании, полная сумма инвестиций в проект составит 415 - 430 миллионов долларов. Большая часть средств направляется на модернизацию железной дороги, по которой в порт пойдут цистерны. Причем вложения "ЛУКОЙЛ" направляет не только на подъездные пути, а и на объекты на дальних подступах к порту. Пока пропускная способность терминала составляет 2,5 миллиона тонн в год, но уже в этом году после дноуглубительных работ ее увеличат до 4,7 миллиона тонн. К причалам смогут подходить суда, берущие на борт по 80 тысяч тонн нефтепродуктов. Планируется, что к концу 2005 года будет завершена вторая очередь, и мощность комплекса возрастет до 10,6 миллиона тонн в год. В портах Прибалтики компания за перевалку каждой тонны груза платит около 17 долларов. Услуги собственного комплекса на 5 - 7 долларов дешевле. Так что проект должен окупиться достаточно быстро. Как отмечает вице-президент компании "ЛУКОЙЛ" Анатолий Барков, особое внимание было уделено экологическим вопросам. "На природоохранные мероприятия расходуется 18 процентов от всей стоимости объекта. Вероятность разливов и утечек с судов в акватории порта, из береговых емкостей и в момент загрузки сведена к минимуму. Сточные воды проходят сложную систему очистки. Наши американские партнеры тщательно изучили экологическую безопасность проекта, иначе компания не получила бы кредита", - пояснил Анатолий Барков. ...Проект в Высоцке сравнивают с созданием специализированного нефтеналивного порта в Приморске. Это не совсем точное сравнение - в Приморск подают по трубопроводу сырую нефть, а в Высоцк доставляют по железной дороге нефтепродукты. Но все же у проектов действительно много общего: принося прибыль своим компаниям, они работают и на Россию, показывают пример другим инвесторам, загружают заказами местные строительные предприятия, к примеру, верфи Ленинградской области и Петербурга строят суда портофлота для работы в их акваториях.
Комментарии