Конфереция

Нефтяные компании позаботились о своем экспорте

'ЛУКОЙЛ' наконец-то официально 'прорубил' собственное 'окно в Европу', через которое пойдет на экспорт нефть и нефтепродукты российской компании. Вчера в торжественной обстановке и в присутствии правительственных 'випов' состоялось открытие нового нефтеперевалочного терминала в порту Высоцк в Ленинградской области. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков и вице-президент НК 'ЛУКОЙЛ' Анатолий Барков разрезали обязательную в таких случаях ленточку. Терминал носит название 'ЛУКОЙЛ - II' ввиду того, что порт Высоцк уже существует на карте Ленинградской области, но к перевалке нефти он отношения не имеет. Новый терминал обладает полной проектной мощностью 12 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год. На эти показатели он выйдет предположительно в 2005 году. Проект обошелся 'ЛУКОЙЛу' в $225 млн., но все эти средства привлечены в 2003 году в виде кредита на 12 лет от американского частного инвестиционного фонда HBK Fund. Гарантом по кредиту в размере $130 млн. выступило государственное агентство США по страхованию частных инвестиций за рубежом /OOPIC/. Оставшуюся часть гарантий взял на себя организатор финансирования - банк CS First Boston. Поэтому "ЛУКОЙЛу" впервые удалось привлечь долгосрочные кредитные средства, не используя экспортную выручку в качестве залога. Новый терминал 'ЛУКОЙЛа', по мнению экспертов, позволит компании уже сегодня, в период высоких цен, осуществлять поставки моторного топлива для собственной автозаправочной сети в США, где топливо дороже российского. Руководители 'ЛУКОЙЛа' стараются всячески опровергнуть это предположение. Так, Анатолий Барков заявил вчера журналистам, что в ближайшей перспективе экспорт нефтепродуктов через Высоцк, по причине высоких внутренних цен, не предполагается. В дополнение к этому необходимо напомнить, что по заявлению президента компании Вагита Алекперова, потребности российской розничной сети компания намерена покрывать за счет других производителей. Так, в частности, 'ЛУКОЙЛ' планирует брать топливо для своих петербургских АЗС у НК 'Сургутнефтегаз'. При этом объем, который запрашивает у Сургута Вагит Алекперов, составляет примерно 10 % от потребности в топливе всего Петербурга, что равняется доле, которую на городском розничном рынке занимает ЛУКОЙЛ. Однако президент компании оговорился, что его интересует только 76-й бензин. Все остальные виды нефтепродуктов он будет завозить с собственного Нижегородского НПЗ. Отсюда можно сделать вывод, что либо Сургутским топливом ЛУКойл намерен снабжать местных топливных операторов, выступая в роли посредника, либо он планирует направить 'излишки' на экспорт через Высоцк. Экспансия 'ЛУКОЙЛа' в портовую сферу на Северо-Западе не дает покоя государственному монополисту НК 'Транснефть'. На VIII международном экономическом форуме. Проходящем в эти дни в Петербурге, президент 'Транснефти' Семен Вайншток заявил журналистам о том, что считает разумным передать управляющие функции терминала в Высоцке своей 'дочке' - компании 'Транснефтепродукт'. По словам Вайнштока, письмо с обоснованием своего предложения он направил в Правительство РФ. Хотя, Михаил Фрадков вчера дал понять, что впервые слышит о такой инициативе 'Транснефти'. Алекперов же заявил о том, что не намерен рассматривать такую возможность. В компании уверены, что сами в состоянии разумно управлять своими портовыми мощностями. В развитии данной темы Анатолий Барков обозначил сроки ввода в эксплуатацию еще одного портового комплекса 'ЛУКОЙЛа' в Северо-Западном федеральном округе. К 2007 году компания планирует открыть терминал вблизи поселка Варандей на Баренцевом море. Активный интерес к портовому строительству на Северо-Западе и, в частности, в Ленинградской области, российские компании начали проявлять в конце 90-х годов прошлого столетия. На сегодняшний день из проектов, касающихся нефтяной сферы, наиболее успешным стал порт Приморск, построенный государством как логическое завершение Балтийской трубопроводной системы (БТС), контролируемой 'Транснефтью'. До конца года объемы перевалки нефти через приморский порт возрастут с 40 до 52 млн. тонн. Планы по дальнейшему наращиванию пропускной способности терминала Премьер Михаил Фрадков вчера не подтвердил. Он заявил, что проект по увеличению мощностей порта до 52 млн. тонн требует глубокой комплексной проработки, и не может быть утвержден в настоящий момент. Для принятия такого решения необходимо учитывать пропускную способность БТС, как единственный экспортный маршрут на данный момент. Еще один проект - совместное строительство компаниями 'Роснефть' и 'Сургутнефтегаз' НПЗ в Приморске - оказался под угрозой срыва. В мае 'Сургутнефтегаз' заявил о своем выходе из проекта по причине его нецелесообразности. Позиция 'Роснефти' пока не ясна. Еще в июне 2002 года обе компании вместе с администрацией Ленобласти подписали протокол о намерениях по строительству НПЗ в Приморске. Финансирование строительства завода мощностью до 10 млн. тонн нефти в год собирались взять на себя нефтяные компании. Проект на тот момент оценивался в $1,3 млрд., причем его строительство должно было занять 4 года. Другой долгострой - нефтепродуктовый терминал в бухте Батарейная (на юге Ленинградской области). Его реализацией на протяжении восьми лет занимается 'Сургутнефтегаз'. Этот проект 'завязан' на модернизации Киришского НПЗ, также принадлежащего компании, и строительстве трубопровода до побережья Финского залива. На сегодняшний день сроки окончания строительства официальными представителями компании не комментируются. Последний проект - строительство перевалочного комплекса ТНК на южном побережье залива, пока что имеет только разрешение областного правительства. Комментариев со стороны нефтяной компании о начале строительных работ нет. Михаил Фрадков на вчерашнем заседании по развитию портовой инфраструктуры Ленинградской области заверил всех присутствующих, что этот проект жив, однако подробности его реализации сообщить отказался. Следующее совещание с участием Фрадкова состоится через месяц. К этому моменту детали строительства 'призрачного' терминала ТНК должны проясниться. Интерес к портовому строительству в Ленобласти не случаен. Как показывает мировая конъюнктура цен на нефть, экспорт сырья приносит баснословные прибыли. А дефицит экспортных перевалочных мощностей, особенно в европейской части России, очевиден. После распада СССР, часть портов на Балтике отошла Прибалтийским государствам, которые создают сегодня активную конкуренцию российским компаниям. Поэтому строительство новых сырьевых портов достаточно быстро окупится. В то же время, скептически настроенные эксперты полагают, что реализация столь масштабных и дорогостоящих проектов без привлечения государства затруднительна. Поэтому, строительство новых портов в регионе замораживается.
Комментарии