Конфереция

РЖД мечтает о "нефтяных реках"

Как заявил вчера на VIII Петербургском международном экономическом форуме глава ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Геннадий Фадеев, ОАО "РЖД" будет развивать железнодорожную инфраструктуру в направлении морских нефтяных терминалов. По мнению железнодорожников, это позволит увеличить мощности российских портов в соответствии со спросом на российскую нефть за рубежом и вести экспорт только через свои порты. В РЖД надеются прежде всего на развитие нефтеперевалки в портах Ленинградской области, на доставку нефти в Находку, пока не будет построен нефтепровод из Ангарска, на проекты строительства нефтяных терминалов на севере Европейской части России. Однако, по мнению экспертов, несмотря на все усилия железнодорожников, экспорт российской нефти все равно будет идти через порты Украины и Балтики. Во-первых, российским компаниям принадлежит часть акций НПЗ в Литве и Латвии. А во-вторых, РЖД пока не сможет предложить приемлемые для нефтяников тарифы на перевозку нефти. По данным Минэнерго РФ, в прошлом году экспорт нефти из России составил 207 млн т, что на 12% выше показателя 2002 г. При этом на сегодняшний день существуют два основных варианта вывоза нефти: чисто трубопроводный и смешанный трубопроводный и морской. Первый вариант включает в себя нефтепровод "Дружба" и его ответвления, на который в 2003 г. пришлось 57,86 млн т. Система нефтепроводов используется также для транзита азербайджанской и казахстанской нефти. Смешанный трубопроводный и морской вариант состоит из ряда нефтепроводов, оканчивающихся в портах России (Новороссийск, Приморск, Туапсе) и Украины (Одесса, Южный). На сегодня крупнейшим нефтеперевалочным портом России является Новороссийск: в 2003 г. через него было вывезено около 41,6 млн т. За ним идут Приморск (Ленинградская область) - 13,7 млн т, Туапсе - 4,8 млн т. Меньшие объемы приходятся на Архангельский морской торговый порт и близлежащие терминалы, порты Калининградской области и Каспийского моря. Наименее значительные объемы экспорта нефти пришлись в прошлом году на железную дорогу - 11,1 млн т. Однако немалые объемы экспорта российской нефти приходятся на зарубежные порты. По итогам 2003 г. здесь лидировали литовский Бутинге (10,9 млн т), польский Гданьск (4,3 млн т), украинские Одесса (2,3 млн т) и Южный (0,9 млн т). Неудивительно, что в этих условиях российские железнодорожники заговорили о необходимости торговли нефтью только через свои порты. Как заявил вчера Геннадий Фадеев, необходимо увеличивать мощности российских портов в соответствии со спросом на российскую нефть за рубежом. Для этого ОАО "РЖД", по словам г-на Фадеева, "будет и дальше развивать железнодорожную инфраструктуру в направлении морских нефтяных терминалов". "Нацеленность ОАО "РЖД" на перевозку нефтеналивных грузов к российским морским нефтяным терминалам должна сопровождаться развитием соответствующей железнодорожной инфраструктуры, - пояснил Геннадий Фадеев. - Кроме того, в связи с существующими прогнозами роста импортных перевозок нефти и нефтепродуктов, идущих через отечественные морские порты, перед нами также стоит задача по обеспечению этих перевозок и необходимым количеством подвижного состава". Глава РЖД отметил, что хорошие перспективы для развития железнодорожной инфраструктуры созданы, в частности, в Ленинградской области, и в ближайшее время перерабатывающая способность морских портов там может увеличиться почти в 4 раза. Планируется, что для доставки нефти будет проложена новая ветка в обход Санкт-Петербурга, длиной 60 км. "Заинтересованность железнодорожного ведомства в этих перевозках понятна, - сказал RBC daily аналитик ИК "Антанта-Капитал" Александр Блохин. - Как заявил сам Фадеев, необходимо "избежать превращения ОАО "РЖД" в компанию по угольным перевозкам", ведь уголь на данный момент доминирует в общей массе грузов". В то же время направление экспорта нефти по морю развивается в связи с ограниченностью экспортных мощностей системы АК "Транснефть", растущими ценами на нефть и увеличивающимися объемами добычи нефти в России. "Кроме того, "Транснефть" в ближайшем будущем не планирует кардинального увеличения мощностей, и строительство нефтеналивных терминалов становится едва ли не единственной возможностью по наращиванию экспорта нефти", - сказал RBC daily аналитик нефтегазового сектора ИБ "ЦентрИнвест Груп" Константин Батунин. Нужно отметить и то, что строительство собственных экспортных нефтяных мощностей делает российские нефтяные компании намного более независимыми от нефтепроводной монополии. Как пояснил RBC daily заместитель коммерческого директора ЗАО "Первый контейнерный терминал" (ПКТ) Алексей Безбородов, наибольшими темпами в ближайшее время будут развиваться нефтяные терминалы в портах Высоцка и Приморска (Ленинградская область) - только в последнем объемы перевалки к концу 2004 г. должны достичь 60 млн т. Еще один перспективный для РЖД проект - экспорт нефти через Находку. "Сейчас существует идея доставлять туда добываемую в Восточной Сибири нефть для экспорта в страны Тихоокеанского региона, пока не будет готов нефтепровод до Находки, который сейчас проектируется", - сказал RBC daily сотрудник ИАЦ "Минерал" Анатолий Москвин. - Помимо этого, сейчас создается нефтепорт на северо-востоке Европейской территории России (Варандей, Ненецкий АО) для вывоза нефти Ненецкого АО и Республики Коми. Возможно, сюда подойдет железнодорожная ветка с Западной Сибири". Но несмотря на это, по мнению опрошенных RBC daily аналитиков и участников рынка, экспорт российской нефти все равно будет идти через порты Украины и Балтики. "Полного исключения портов стран Балтии из экспортной сети не произойдет. Прежде всего потому, что российские компании владеют солидным пакетом акций компании "Мажейкю Нафта", которой принадлежит порт Бутинге. Российские интересы есть и в капиталах Вентспилского нефтепорта. Если конфликт вокруг этого порта будет ликвидирован, Вентспилс снова может стать крупным экспортным портом для России, - пояснил Анатолий Москвин. - Кроме того, проектируемые северные порты не смогут заменить южного и западного направлений экспорта по причине закрытия навигации на зимнее время". Препятствием для увеличения перевалки нефти в морских портах являются и высокие железнодорожные тарифы. "Нефтяники прибегают к услугам железной дороги в последнюю очередь, так как они дороже услуг трубопроводного или речного транспорта. Экспорт по железной дороге выгоден только ввиду нынешних ненормально высоких мировых цен на нефть. Как только они упадут, экспорт через РЖД немедленно сократится, - пояснил Александр Блохин. - Нефтяники предлагают РЖД снизить тарифы - по крайней мере, для перевозок больших объемов нефти (несколько миллионов тонн), отправляемых на экспорт в течение длительного периода времени (от года и выше). Но пока некоторый прогресс достигнут только в отношении перспективного проекта строительства морского нефтяного терминала в Находке". И это при том, что, как ожидают специалисты, конкуренция Приморска заставит иностранные балтийские порты снижать тарифы на обработку российской нефти.
Комментарии