Конфереция

Украина получит российскую нефть со скидкой

Первую рабочую поездку по стране в должности премьера совершает 15-16 июня Михаил Фрадков. Знакомство с российскими регионами он начал с северной столицы. Только за один день пребывания в Петербурге Фрадков принял участие в заседании международного экономического форума, вник в проблемы развития городского транспортного комплекса, ознакомился с ходом строительства дамбы и договорился с премьером Украины Виктором Януковичем о новом принципе взимания налога на добавленную стоимость при экспорте нефтепродуктов, который обойдется России в 800 млн. долларов. Виктор Янукович приехал в Санкт-Петербург для участия в работе восьмого Петербургского экономического форума. Организаторы называют Петербургский экономический форум "русским Давосом" (последние годы так именует себя чуть ли не каждая более или менее крупная экономическая конференция) и рекламируют форум как инструмент развития интеграционных процессов на пространстве СНГ и лучшую площадку для налаживания деловых контактов между бизнесменами бывших советских республик. Они и составляют основной контингент "русского Давоса". Михаил Фрадков пошутил, что секрет растущей популярности Петербургского форума в том, что он проходит в лучшее для города время - период белых ночей. За возможность встретить в Таврическом дворце делового партнера из Казахстана, Украины или соседней губернии, а также послушать выступления премьер-министра и спикера Совета федерации участники форума (за исключением официальных лиц) заплатили по 1200 долларов. Как рассказывают делегаты, зимой, когда только начинали формировать списки, ставка была 1500 долларов. Правда, делегаты, которым достались места на балконах, из-за проблем со звуком не смогли расслышать приветственную речь Сергея Миронова и напутствие Михаила Фрадкова. Звук пропал окончательно, когда министр связи Леонид Рейман начал рассуждать о наступившей в России эре информационных технологий. Вопросы развития высоких технологий, затронутые в выступлении г-на Реймана, имели самое непосредственное отношение к заявленной теме форума "Эффективная экономика - достойная жизнь". Выступавшие согласились с тем, что основа достойной жизни россиян - ускоренный экономический рост с прицелом на удвоение ВВП, локомотивом которого станут не сырьевые, а высокотехнологичные отрасли. "Потенциал роста, связанный с сырьевыми отраслями, исчерпан. Ситуация несет новые вызовы и новые возможности", -заявил Михаил Фрадков. Главный специалист по экономическому развитию и источникам роста Герман Греф на форум не приехал. Он должен был читать доклад, сопровождать премьера в поездках по городу и Ленинградской области, ездить с ним в одном автомобиле и летать в одном вертолете. В Минэкономразвития сообщили, что г-н Греф в последний момент все переиграл: отправил в Питер своего заместителя Андрея Шаронова, а сам остался готовиться к четверговому заседанию правительства, на котором помимо проекта бюджета на 2005 год будет обсуждаться много профильных для Минэкономразвития вопросов. Но и без Грефа желающих принять участие в петербургских дискуссиях о путях экономического роста и способах удвоения ВВП было достаточно. Полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов назвал форум "устоявшимся явлением в экономической дискуссии", а губернатор Валентина Матвиенко даже присвоила ему статус "центра экономической политики". Петербург г-жа Матвиенко назвала "центром российской модернизации", пообещав превратить его в город с "европейскими стандартами жизни". По уровню цен Питер уже может соперничать с городами ЕС, но когда европеизация отразится на уровне благосостояния граждан, губернатор не уточнила. К концу года, сказала она, все городские бюджетники должны получать зарплату выше прожиточного минимума. Фрадков пожелал, чтобы форум имел "реальные последствия", и выразил надежду на то, что участники форума станут для правительства не просто единомышленниками, но и сподвижниками, а бизнесмены используют в отношениях с властью доселе незадействованный "ресурс согласия". Пример максимального использования такого ресурса явило ОАО "Российские железные дороги", издавшее и распространявшее на форуме брошюру "Владимир Путин о проблемах железнодорожного транспорта". "Ресурс согласия" был задействован на переговорах Михаила Фрадкова с премьером Украины Виктором Януковичем. На открытии форума Янукович произнес длинную речь, в которой объяснял, почему Украине, России, Белоруссии и Казахстану необходимо создавать единое экономическое пространство (ЕЭП). До сих пор основным препятствием для практической реализации идеи ЕЭП, одобренной президентами четырех стран в прошлом году, считалась именно двойственная позиция Украины, которая, подписав соглашение "четверки", заявила о намерении вступить в Евросоюз. Г-н Янукович вспомнил, что в Евросоюзе темпы экономического роста не превышают 3%, а в странах ЕЭП средние темпы роста экономики - 8.5%, что, по мнению Януковича, "еще раз подчеркивает целесообразность создания ЕЭП". Украинский премьер несколько раз повторил, что первым шагом на пути к единому пространству должна быть зона свободной торговли без изъятий. После двухсторонних переговоров Фрадкова с Януковичем неожиданный энтузиазм украинского премьера в отношении ЕЭП стал понятен. Российское правительство готово пойти на беспрецедентную уступку Киеву: перейти на принцип взимания налога на добавленную стоимость (НДС) по стране назначения. Сейчас при экспорте российских нефтепродуктов на Украину НДС взимается дважды: при выходе и при входе. Власти Украины давно настаивают на принципе страны назначения. Наше правительство откладывало решение вопроса, ссылаясь на существенные потери бюджета. Еще месяц назад в Белом доме говорили, что отказ от взимания НДС "на выходе" будет стоить бюджету 800 млн. долларов и компенсировать потери невозможно. Но вчера Фрадков сообщил, что правительство готово сдвинуть сроки и перейти на взимание НДС при экспорте нефтепродуктов на Украину по стране назначения с 1 января 2005 года, а не с 2006 года, как предполагалось ранее. Сколько потеряет бюджет от договоренностей Фрадкова и Януковича Россия перешла на принцип взимания НДС по стране назначения со странами СНГ 1 июля 2002 года. Это означало, что налог теперь платится в бюджет той страны, где потребляется продукт - неважно, был он в этой стране произведен или импортирован. Именно так Россия всегда торговала со странами дальнего зарубежья. А НДС, который успевали заплатить российские компании до вывоза того или иного товара из страны, по закону должен был при экспорте возмещаться. Исключение в торговле с соседями в 2002 году составили лишь нефтепродукты и газ - за продукты теоретически НДС приходилось платить и в России, и в странах СНГ. Правда, членам Евразийского экономического союза (кроме самой России, в нем сейчас состоят Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия) энергоресурсы продавались без налоговой наценки - страны договорились, что при экспорте нефти и газа внутри союза налог взиматься не будет. А вот Украине, которой многократно и безрезультатно предлагали вступить в ЕврАзЭС, приходилось мириться с тем, что нефть на внутреннем рынке стоила дороже. Налог с нее брали дважды - в России и на Украине. Многочисленные переговоры в верхах ни к чему не приводили - Россия принципиально не хотела уступать. О прекращении поставок речи не шло: для Украины российская нефть все равно оказывалась несколько дешевле, чем нефть из других стран. Вопрос о том, как взимать налоги, - не только политический. НДС - один из главных источников дохода для российского бюджета. По данным Федеральной налоговой службы, за январь-май 2004 года налоговые поступления в федеральный бюджет составили 580 млрд. рублей, из которых почти 280 млрд. рублей поступили за счет НДС. Переход на принцип взимания налога по стране назначения будет означать для российского бюджета крупные потери. Еще два года назад Минфин оценивал эти потери в 170 млн. долларов. За два года цифра увеличилась в несколько раз за счет роста цены на нефть и увеличения поставок нефти - до 800 млн. долларов. Еще в конце мая источники в правительстве были настроены категорически против того, чтобы потакать настойчивым просьбам Украины. И вовсе не по политическим мотивам, а потому что в проекте бюджета-2005 невозможно найти источник, которым можно было бы компенсировать многомиллионные потери.
Комментарии