Конфереция

Политика ВИНКов - повышение внутренних цен

Этой весной рост цен на нефтепродукты в России превысил традиционные рамки сезонного колебания. Согласно собственной информации 'Аи92', с начала марта и по 10 июня рост розничных цен на АЗС Санкт-Петербурга и Ленинградской области составил примерно 12%. Информация из других российских регионов свидетельствует об увеличении цен на моторное топливо в целом по России этой весной более, чем на 10%. Основной скачек цен приходится на середину мая. Как отмечают аналитики ИнфоТЭК-КОНСАЛТ, причина этого состоит в том, что майские цены практически на всех нефтеперерабатывающих заводах стали пиковыми. Исходя из данных по изменению отпускных цен НПЗ, высокооктановый бензин Аи95 возрос в цене за май на 8%, самый 'ходовой' Аи92 подорожал на 10%, бензин Аи76 подрос в цене на 5,5%, а дизельное топливо - на 5%. При этом аналитики агентства предполагают, что в июне рост отпускных цен на НПЗ продолжится, хотя не будет таким бурным, как в мае. Такого же мнения придерживаются и топливные операторы. Исполнительный директор российского топливного союза Григорий Сергиенко полагает, что тенденция роста топливных цен внутри страны сохранится до середины июля, а затем цена может стабилизироваться. Аналитик банка 'Зенит' Евгений Суворов придерживается иной точки зрения относительно прогноза конечной стоимости моторного топлива. 'Ввиду того, что цены на нефть продолжают оставаться на высоком уровне, рассчитывать на скорое снижение цен на нефтепродукты не приходится. Разве что в середине осени, когда уборочные работы и автосезон закончатся', - отмечает он. В мае мировые цены на нефть превысили отметку в 42 доллара за баррель, то, по прогнозу экспертов, в июне стоимость барреля нефти на международных биржах будет варьироваться в пределах 35-40 долларов. 'Дополнительные возможности экспорта и хорошая рентабельность экспортных операций определили рост цен в мае, несмотря на выброс на рынок значительных объемов топлива из Госрезерва', - отмечают аналитики ИнфоТЭК-КОНСАЛТ. По официальным данным экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья только в январе-апреле 2004 года составил порядка 60 млн. тонн (3,49 млн. баррелей в сутки), что на 23,8% превысило аналогичный показатель прошлого года. Официальных данных об объемах экспорта в первой половине текущего года на сегодняшний день нет, но можно предположить, что экспорт за май увеличился еще больше, поскольку очередное увеличение экспортных пошлин со стороны правительства РФ состоялось 1 июня. А в мае компании были заинтересованы экспортировать большие объемы нефти, а также компенсировать грядущие затраты путем повышения цен на внутреннем рынке. Котировки нефти, оставшейся на внутреннем российском рынке в мае этого года составляли 3900 - 4000 рублей за тонну, что практически в три раза превышает аналогичный показатель прошлого года. По прогнозу специалистов, в июне котировки российской нефти будут как минимум вдвое выше июньских котировок прошлого года. Таким образом, сырье, поступающее на отечественные заводы, изначально имеет достаточно высокую цену. Евгений Суворов так же считает вполне естественным, 'что из-за значительного роста цен на исходный продукт - нефть, стоимость продуктов его производства растет. Чем больше цена, по которой НПЗ закупают сырье у нефтяных компаний, тем большую маржу они закладывают, что сказывается на конечном потребителе. Игнорировать наблюдающийся рост мировых цен на саму нефть - невозможно'. С ростом цен, все чаще появляются заявления о том, что российский бензин уже превысил по своей стоимости цены внутреннего рынка США на моторное топливо. Однако, аналитик банка 'Зенит' поясняет, что стоимость одного галлона бензина (3,8 литра) в США увеличилась с 1,5 до 2 долларов. В пересчете на российские деньги, стоимость одного литра бензина в Америке составляет 15,5 рублей. В России пока цена одного литра топлива дешевле примерно на 30%. Поэтому, многие российские нефтяные компании предпочитают везти бензин напрямую в США. 'Все четыре продуктовых порта СНГ - Клайпеда, Венспилс, Поти и Батуми сейчас довольно плотно загружены отправкой в США именно бензина', - отмечает Суворов. Этот фактор так же сказывается на внутреннем российском рынке, который ощущает определенный дефицит топлива, пока что не явный, но имеющий влияние на ценовую политику НПЗ. Несмотря на рост отпускных цен НПЗ и достаточно синхронное повышение стоимости топлива в оптовом звене, нефтетрейдеры пытаются избежать спекулятивной позиции и несколько 'сглаживают' конечные розничные цены. Об этом говорит тот факт, что разница между розничной и оптовой динамикой стоимости топлива в Санкт-Петербурге и Ленобласти составляет более 2%. Это обусловлено тем, что при росте цен на нефтепродукты доходность розничного бизнеса не только не увеличивается, но иногда и падает за счет снижения спроса на бензин. 'Нам не выгодно бесконтрольно поднимать стоимость бензина на заправках, - говорит один из владельцев АЗС в Северной столице, - мы боимся, что покупатель рано или поздно может просто отказаться от поездок на автомобиле и пересесть на общественный транспорт'. Кстати, в регионах, где высока доля монополизма на топливном рынке, рост розничных цен не отстает от оптовых. Петербургский региональный рынок на сегодня еще далек от монопольного становления цен. Не смотря на то, что основным поставщиком на рынок (около 70% поставок) является завод 'КИНЕФ', принадлежащий НК 'Сургутнефтегаз', его топливо продается на АЗС нескольких региональных операторов. Кроме того, большую роль в городе и области играют поставки с Ярославских НПЗ НК 'Славнефть' и условно независимых Уфимских заводов. Поэтому спровоцированный нефтяными компаниями рост цен в Петербурге не имеет скачкообразного характера, как это бывает в более зависимых от вертикально-интегрированных компаний регионах. Если правительство города не приложит усилий к изменению расстановки сил на топливном рынке, то местные цены будут и в дальнейшее меняться достаточно плавно и предсказуемо.
Комментарии