Конфереция

Может ли рост цен на топливо сорвать поставки бензина бюджетникам?

На протяжении последних двух месяцев цены на моторное топливо непрерывно растут, однако конкурсную документацию для участия в конкурсах на поставку нефтепродуктов бюджетным организациям Санкт-Петербурга, городские власти пересматривать не торопятся. Это вызывает озабоченность топливных компаний и бюджетополучателей, поскольку несогласованность в ценовом вопросе может привести к срыву поставок топлива. Рост цен, как уже неоднократно отмечалось аналитиками "Аи92", обусловлен рядом макроэкономических факторов, в числе которых рост мировых цен на нефть, поспевающая за мировыми ценами акцизная политика государства, а так же сезонный фактор. Так или иначе, только за апрель - май нефтеперерабатывающие заводы России подняли свои отпускные цены в среднем на 30%. На розничном рынке нефтепродуктов эта динамика пропорционально отражается обычно с интервалом в две недели. Операторы петербургского розничного рынка нефтепродуктов вынуждены увеличивать свои отпускные цены. Бюджетные организации, нуждающиеся в больших объемах нефтепродуктов, изначально предусматривают в конкурсной документации корректировку стоимости топлива в зависимости от состояния рынка. Так, например, ГУП "Пассажиравтотранс" при формировании конкурсных пакетов исходит из информации о ценах, предоставленной Госкомстатом. Поставщики "Пассажиравтотранса" имеют возможность ежемесячно изменять цену на поставляемое топливо на вполне законных основаниях. Но многие организации, финансируемые из бюджета Санкт-Петербурга, предлагают к заключению соглашения, в которых корректировка цен не предусматривается. В связи с этим условия по ценообразованию, не учитывающие динамику топливного рынка, представляются нефтетрейдерам необоснованными. Стоит отметить, что корректировка цен в подобных соглашениях возможна не только с повышением, но и с понижением, поскольку на рынке нефтепродуктов, как показывает длительная практика, возможен не только рост цен, но и их падение. В случае понижения при зафиксированных ценах в конкурсной документации бюджетным компаниям придется переплачивать поставщикам топлива. Президент некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин в связи со сложившейся ситуацией направил на имя председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Петербурга Владимира Бланка письмо с просьбой рассмотреть возможность внесения корректировок конкурсную документацию. На последнем заседании Правительства Петербурга губернатор города Валентина Матвиенко просила членов Правительства не допускать подписания дополнительных соглашений к действующим контрактам, а стараться придерживаться первоначальных цен и условий договоров. Владимиру Бланку предстоит найти компромисс, который, скорее всего, должен вылиться в изначально свободную формулировку конкурсных требований. "Здесь должны поработать юристы. Такое корректирующее требование вполне реально предусмотреть при подготовке соглашений", - считает заместитель начальника управления Госзаказа Николай Залесский. Он предлагает вносить коррективы в действующие соглашения в рабочем порядке. То есть, поставщики должны предоставить аргументированное, на взгляд чиновников, обоснование роста цен на нефтепродукты в те межведомственные или правительственные комиссии, которые выносили решение о заключении договоров поставки. В каждом конкретном случае должно выноситься то или иное решение, считает Залесский. Цены будущих контрактов невыполнимы В связи с изменением цен на моторное топливо проблема возникает так же у топливников, которые планируют принимать участие в новых конкурсах на поставку топлива бюджетным организациям города. Согласно новой системе Госзаказа, все соглашения заключаются по результатам конкурса. Конкурсная документация готовится распорядителями бюджета в течение длительного времени и изменить ее в одночасье невозможно. Таким образом, на согласование в межведомственную комиссию поступают конкурсные документы, которые были подготовлены еще в феврале этого года, то есть до подорожания бензина. На момент проведения конкурса верхний предел цен оказывается значительно ниже минимальной цены на нефтепродукты, реально существующей в городе сегодня. Это ведет к срыву конкурсов, а, следовательно, к срыву поставок топлива бюджетникам. Сами члены межведомственной комиссии в некоторых случаях не имеют необходимой квалификации, чтобы аргументировано принять решение в вопросе выбора поставщика. Основным аргументом при выборе победителей конкурса представляется уровень цен, заявленных потенциальным поставщиком. Однако определяющей сегодня является возможность поставщика выполнить свои обязательства. Всех поставщиков - в одну квалификацию Новая система Госзаказа подразумевает проведение конкурсов даже по самым небольшим объемам поставок, что в свою очередь, значительно увеличивает их количество и нагрузку на поставщиков по подготовке документации. Если объем поставок минимальный, компании часто отказываются от участия в торгах из-за экономических соображений, что уменьшает количество участников и ведет к увеличению стоимости нефтепродуктов, считает один из участников топливного рынка Петербурга. Дробить проведение конкурсов на слишком мелкие с сохранением всей существующей процедуры нецелесообразно как для города, так и для потенциальных поставщиков, поскольку фактической экономии это не принесет, а затраты на организацию конкурса будут такими же, как и при крупных поставках. "Конкурсная документация предполагает предоставление потенциальным поставщиком большого количества документов. На подготовку документов уходит много времени, а стоимость поставки иногда составляет всего 20000 литров", - пояснил наш эксперт. Поэтому топливники считают целесообразным при внесении изменений в систему Госзаказа сохранить порядок выбора поставщиков топлива небольшим организациям (таким как поликлиники) по методу котировок. Как известно, Владимир Бланк выступает с резкой критикой этой системы, считает ее противоречащей основному Закону о Государственном заказе. Но в случае вынесения на конкурс даже небольших контрактов, многие операторы топливного рынка просто не будут принимать участие в конкурсе из-за большой бумажной волокиты. Это сузит круг поставщиков и вряд ли приведет к экономии бюджетных средств, к которой так стремится новое городское правительство. "Любое решение городских властей должно быть разумным и целесообразным", - отмечает нефтетрейдер. Он предлагает один раз в год проводить квалификационный конкурс для всех операторов топливного рынка, где будут определяться основные поставщики бюджета. Этим компаниям надо выдавать свидетельство участников торгов, в котором будут указаны все исходные данные каждой компании - это сократит операторам сроки подготовки документов для участия в конкурсе, а бюджетные компании смогут обратиться к любому трейдеру из утвержденного городом списка. При таких обстоятельствах проще будет определять ценовую политику. "Город может определить условия ценообразования в зависимости от объемов поставок и условий оплаты, которые в случае резкого повышения цен или их понижения могут быть централизовано и быстро откорректированы", - говорит эксперт. Городское руководство чаще всего подозревает нефтетрейдеров в необоснованном завышении цен. Пока операторы рынка доказывают свою правоту, сам рынок вновь меняется. Наладить цивилизованную систему взаимодействия между уровнем цен на топливном рынке и в системе поставок продукции бюджетным организациям - это обязанность городских властей. При этом, прислушиваясь к мнению самих участников рынка, Правительство города сможет решить проблему более эффективно.
Комментарии