Конфереция

ПЕРЕКРАШЕННЫЙ БЕНЗИН

Премьер-министр Михаил Фрадков взялся за решение "бензиновой проблемы" в России: на прошлой неделе дал поручение профильным ведомствам разобраться с ростом цен на моторное топливо. Главу правительства побудили к этому обращения ряда губернаторов, по мнению которых "неконтролируемый рост цен на нефтепродукты может привести к непредсказуемым последствиям", прежде всего - к росту социальной напряженности. Как заявил глава Красноярского края Александр Хлопонин, "не регулировать эти процессы государство не может" хотя бы потому, что производители топлива в регионах - монополисты. Значит, надо "пересмотреть позиции антимонопольного законодательства в этом вопросе". "Труд" уже писал о том, что жадность когда-нибудь доведет наших нефтяных магнатов до жесткого противостояния с обществом. И этот момент, похоже, близится. Но неистребимое желание еще раз, пусть напоследок, но все-таки "срубить деньги по-легкому" породило сегодня новую, не менее серьезную проблему: рост изготовления и продаж фальсифицированного бензина. По данным ГУБЭП МВД России, сегодня в целом ряде российских регионов на поддельное горючее приходится от трети до половины продаваемого на автозаправках топлива. В Тюмени, например, до недавнего времени действовала целая сеть предприятий, занимавшихся производством и сбытом фальсифицированного бензина, дизельного топлива и других видов нефтепродуктов. Фальшивое горючее изготавливалось на трех подпольных мини-заводах (огромные "самогонные аппараты") в пятнадцати минутах езды от города. Объемы производства колебались от 180 тонн (3 железнодорожные цистерны) до 280 тонн поддельного топлива в неделю, "фальшак" распродавался через АЗС как в самой Тюмени (2 - 3 автоцистерны в день), так и в других городах области, а также в Новосибирске, Красноярске, Хабаровске и Владивостоке. В подмосковном Наро-Фоминске милиция недавно отловила фирму, которая "изготавливала" бензин марки Аи-92 из бензина Аи-80, добавляя в него для повышения октанового числа молибден. В Алтайском крае при проведении оперативно-профилактической операции "ГСМ" раскрыто 34 преступления, связанные в основном с торговлей фальшивым бензином. Кстати, год назад Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД России тоже провело операцию "Горюче-смазочные материалы", но не в одном регионе, а по всей стране. Результат: за короткое время раскрыто почти 2 тысячи преступлений, 222 факта мошенничества, 251 факт обмана потребителей, ликвидирован подпольный завод по производству и реализации фальсифицированного бензина, который располагался на территории одной из воинских частей. Но сегодня, по данным проверяющих органов, покупателей обманывают на каждой четвертой автозаправке в Москве, а в провинции - по трассам и вдали от крупных населенных пунктов - на каждой восьмой из десяти. Чаще всего недоливают бензин, но нередко торгуют "самогонкой" - фальсифицированным топливом, после которого (в лучшем случае!) ресурс автомобильного двигателя уменьшается вдвое. Самое любопытное: практически все контролирующие органы не стесняются расписываться в своем бессилии перед жуликами. Прежде всего, мол, почти невозможно "поймать за руку" торговцев фальсификатом. Есть различные экспресс-методы оценочных исследований, которые проводят нефтекомпании для собственных нужд, но такой анализ не является юридическим основанием для предъявления претензий владельцу заправки. Эксперты Центральной лаборатории проверки АЗС говорят, что имеющееся у них оборудование не позволяет определить, какими добавками или присадками проверяемое топливо доведено до нужного октанового числа. К тому же транспортная инспекция имеет право посещать автозаправку не чаще двух раз в году, о ее визите почему-то всегда известно заранее, и "в случае чего" она не может лишить АЗС лицензии - только наказать. И так далее. И даже исполнительный директор Российского топливного союза, он же исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко, отвечая на вопрос, как уберечься от "фальшака", заявил: "Рекомендуем заправляться на автозаправках крупных брендов и проверенных собственным опытом автозаправках". Тем не менее рецепт имеется. За рубежом давно и успешно пользуются таким способом борьбы с фальсификаторами, как "авторизация" продаваемого топлива: практически все основные производители бензина и солярки уже 40 лет красят его в "собственные" цвета. Заправляясь, каждый водитель видит, чью продукцию ему наливают, кому в случае чего предъявлять претензию. Но в России окрашенных бензинов почему-то нет, хотя в свое время основные марки бензина красили даже в СССР. А самым действенным средством может стать гласность - обязательное обнародование информации о результатах инспектирования каждой АЗС.
Комментарии