Продолжавшийся больше месяца скандал, вызванный резким повышением цен на бензин на Ставрополье, о котором "РГ" уже писала, похоже, близок к завершению: комиссия Ставропольского управления федеральной антимонопольной службы рассмотрела "бензиновое" дело на предмет нарушения антимонопольного закона. И сделала однозначный вывод: ценовой сговор между участниками рынка имел место.
Под "колпак" попали девять наиболее крупных операторов на рынке нефтепродуктов. Любопытно, что даже доводы их представителей при разбирательстве о том, что многие из них, дескать, торгуют ГСМ себе в убыток, были обращены против самих же продавцов. Ведь если конкуренты дружно жалуются, что кругом в минусах, значит, прекрасно осведомлены о ценовой политике друг друга.
В работе комиссии приняла участие и независимый эксперт, завкафедрой Ставропольского госуниверситета Земфира Казачкова, специализирующаяся на российском и американском антимонопольных законодательствах. "Несмотря на то, что схема реализации бензина у участников рынка одинакова, себестоимость бензина у каждой компании формируется по-разному, - отметила Казачкова. - Транспортные расходы, закупочные цены, местоположение поставщиков и хранилищ, накладные расходы в каждом случае индивидуальны. Изменение же цен произошло одновременно у всех участников рынка. Следовательно, установление цены не рассматривалось как соотношение спроса и предложения".
В результате участники рынка получили от комиссии Ставропольского УФАС России предписание о прекращении ими нарушений антимонопольного законодательства и обязаны "до 10 июня 2004 года прекратить согласованные действия, направленные на установление (поддержание) розничных цен на рынке автомобильного топлива (АИ-92, АИ-95), а также перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства за период с 29 апреля до 25 мая 2004 года на АИ-92 и АИ -95".
Кто просчитает доход, который был получен сторонами, участвующими в сговоре, и который должен быть перечислен в федеральный бюджет? Это должны сделать сами компании, нарушившие антимонопольное законодательство. Что же касается потребителя, то, судя по питерскому прецеденту, те, кто хранит кассовые чеки, могут получить компенсацию в размере нанесенного ущерба.
Комментарии