Конфереция

Новую систему Госзаказа решено 'подчистить'

За пять месяцев работы новой системы Государственного заказа Санкт-Петербурга городской бюджет добился экономии 234 млн. рублей при общем объеме Городского заказа - 26 млрд. 865 млн. рублей. Экономия, которая была достигнута за счет проведения открытых конкурсов на право поставки товаров и услуг для нужд города, составила 16,6% от общей суммы затрат, или более 140 миллионов рублей. Такие данные привел главный идеолог новой системы проведения государственных закупок, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга Владимир Бланк, выступая вчера на заседании городского Правительства. Он просил обратить особое внимание на тот факт, что при проведении конкурсов межведомственными или правительственными комиссиями (речь идет о контрактах на сумму свыше 5 млн. рублей) достигался самый большой эффект - почти 18% сэкономленных средств. В то время как конкурсы, организованные самими бюджетораспорядителями, показывали значительно более низкий конечный эффект. Это не удивительно, поскольку чиновники низшего звена, распоряжающиеся бюджетными деньгами, стараются сохранить свои преференции и действовать по старой системе. Они стараются по возможности манкировать обязательной прозрачностью закупок, и заключать договора с 'нужными' структурами. Это ведет к завышению расходных смет. Документооборот ускорить! Владимир Бланк отметил, что в результате перехода на конкурсную систему, значительно возрос документооборот. Всего, с начала работы обновленной системы, в экономический комитет поступило более трех тысяч документов, причем скорость прохождения бумаг не превысила семи дней. Этот, на первый взгляд, вполне приличный показатель скорости конкурсного документооборота, по оценке самого Бланка недостаточен. 'Мы подсчитали, что из-за долгой подготовки документов упущенная выгода по Горзаказу составила 570 млн. рублей', - отметил он. В случае качественной работы городского правительства и четких действий со стороны всех бюджетополучателей, по итогам года городской бюджет сможет оставить на своих счетах около 1,5 миллиарда рублей, предназначенных на расходы на нужды города. Новая система закупок требует от распорядителей бюджета - профильных комитетов - четкой работы. Бланк считает недопустимой не соблюдение рядом комитетов сроков по подготовке конкурсной документации. Срок проведения конкурсов по строительным работам истек 30 апреля, в то время как план по заключенным контрактам выполнен на 41%. Основной причиной несоблюдения сроков заключается в том, считает Бланк, что планирование осуществляется по мере поступления работ, а, не исходя из общего объема работ, предстоящих на год. В некоторых случаях документы для предстоящих конкурсов подготавливаются в срок, но их качество далеко от совершенства. 'Присланные на конкурс бумаги часто содержат дискредитационные условия, или просто изобилуют юридическими огрехами', - пояснил Бланк. Отсутствие плановости ведет к диспропорциям в выборке лимитов по распределению бюджетных средств. К 24 мая только два бюджетораспорядителя полностью провели конкурсы по системе Горзаказа - это Администрация Василеостровского района и Комитет по информации и связи. Все остальные структуры не завершили еще конкурсный процесс, а некоторые, даже и не приступали к его проведению. По словам Бланка, самое сложное положение сохраняется с освоением бюджетных средств в строительном, дорожном и жилищном комитетах. 'Как всегда, вы не торопитесь использовать летние месяцы для ремонта кровли и фасадов домов, для асфальтирования проезжих дорог и благоустройства территорий! Как только наступит осень, все эти работы проводить будет нельзя!'- эмоционально заявила губернатор В.Матвиенко, обращаясь к руководителям названных комитетов. 'По итогам года я обещаю принять самые строжайшие меры к тем руководителям, кто не в состоянии эффективно управлять городскими деньгами', - пригрозила собравшимся Валентина Матвиенко. При этом она напомнила, что все конкурсные процедуры по закону должны завершиться к 10 октября. 'Но это не значит, что активное освоение бюджетных денег традиционно начнется с ноября', - добавила она. Систему усовершенствуют Для того чтобы переходный период становления в Петербурге новой системы городского государственного заказа не растянулся на следующий год, правительство решило 'подчистить' саму систему. Так, необходимо добиться более широкой информационной открытости конкурсных процедур, обеспечить контроль над ценами через применение специальной ценовой экспертизы. Кроме того, Владимир Бланк предложил в 2005 году обязать всех, кто получает в свое распоряжение бюджетные деньги, в месячный срок после получения 'росписи' статей бюджета, подготовить всю конкурсную документацию. В случае, если конкурс не состоялся и договор будет заключен с единственным претендентом, необходимо законодательно обязать подрядчика снизить предложенную цену контракта как минимум на 5%, считает Бланк. Губернатор обратила внимание членов правительства еще и на тот факт, что практика подписания дополнительных соглашений к основному контракту, связанная с изменением стоимости работ является, по сути, 'лазейкой' для недобросовестных участников конкурсов. 'Если вы получили контракт, извольте выполнить его по заявленной смете!', - подчеркнула губернатор. Поэтому Матвиенко категорически запретила сохранять в 2005 году практику дополнительных соглашений, несмотря на возмущения со стороны отдельных чиновников. Все эти усовершенствования поручено доработать межведомственной группе под руководством вице-губернатора Михаила Осеевского в срок до 15 июля.
Комментарии