Конфереция

Правительство опять повышает экспортные пошлины на нефть

С сегодняшнего дня экспортные пошлины на нефть повышаются с $30,5 за тонну до $41,6 за тонну. Эта мера принята правительством России на основании очередного мониторинга, зафиксировавшего увеличение средней цены нефти марки Urals. Начиная с 1 августа после мониторинга цен Urals за июнь-июль, нефтяные пошлины, как ожидается, вырастут уже не только вследствие возможного подорожания Urals, но и по причине изменения российского законодательства. Так, в частности, будет введен новый порядок исчисления пошлин, который найдет отражение в Законе РФ "О таможенном тарифе". Цены на нефтепродукты в России стремятся к мировым, однако у правительства достаточно способов маневрирования, чтобы не допустить их резкого скачка на внутреннем рынке. Такое мнение высказывают экономисты Санкт-Петербургского Государственного Университета. На основе анализа, предоставленного доцентом Экономического факультета СПбГУ Владимиром Уразгалиевым, подготовлен данный материал. Как считают тарифную ставку В соответствии с Российским Законодательством, федеральный бюджет в статьях, связанных с производством и продажей нефти, пополняется за счет двух факторов: налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортных пошлин на нефть. Сегодняшний порядок оплаты нефтяных экспортных пошлин определяется Законом РФ "О таможенном тарифе". Согласно установленным правилам, Правительство РФ каждые два календарных месяца, начиная с 1 ноября 2001 года, осуществляет мониторинг цен на нефть марки Urals на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) для определения средней цены за период мониторинга. Предусматриваются три варианта тарифных ставок на нефть в зависимости от средней цены Urals за тонну: до $109,5 включительно от $109,5 до $182,5 включительно и свыше $182,5. По результатам мониторинга за март-апрель 2004 г. средняя цена Urals составила $222,63 за тонну. В этом случае, согласно третьему варианту, пошлина на нефть вычисляется по формуле: $25,53 плюс 40% от разницы между действующей ценой Urals в долларах за тонну и $182,5. Следовательно, экспортная пошлина с 1 июня 2004 г. равна $41,6 за тонну. 23 апреля 2004 г. Государственной Думой России сразу в трех чтениях 398 голосами "за", против - 14 принят закон, вносящий новые изменения в порядок расчета нефтяных экспортных пошлин (ст. 3 п. 4 Закона РФ "О таможенном тарифе"). С 1 августа 2004 г. вводятся четыре варианта оплаты пошлин вместо трех ранее существующих: нулевая, если цена Urals ниже 109,5$ за тонну; 35процентная от разницы между действующей ценой Urals в долларах за тонну и $109,5, если цена Urals ниже $146 за тонну; $12,78 плюс 50% от разницы между действующей ценой Urals в долларах за тонну и $146, если цена Urals в пределах $146 - $182,5; $29,2 за тонну плюс 65% от разницы между ценой Urals долларах за тонну и $182,5, если цена Urals выше $182,5 за тонну. Вопреки общему мнению о неэффективности политики лоббирования, нефтяным компаниям удалось значительно уменьшить первоначально планируемые ставки нефтяных пошлин: цифры $29,2 + 65% утверждены вместо предлагаемых $31,3 + 70%. К концу лета возрастет НДПИ Помимо экспортных пошлин на нефть с 1 августа будет увеличен введенный в 2002 году единый налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Фактически размер НДПИ определяется не базовой ставкой, а не прописанной в Законодательстве формулой, которая учитывает как мировые цены на нефть, так и курс рубля по отношению к доллару. На сегодняшний день НДПИ на нефть составляет 347 рублей за тонну. С 1 января 2005 г. его планируют увеличить до 400 рублей. В 2003 году из-за инфляции доллара федеральный бюджет не досчитался 12% нефтяных налоговых платежей. Таким образом, планируемое увеличение НДПИ приведет в основном к компенсации потерь бюджета от укрепления реального курса рубля. Одновременно правительство рассматривает возможность дифференцирования НДПИ в зависимости от качества месторождения с целью наиболее рентабельного использования скважины. Основной аргумент оппонентов этого проекта - невозможность перепроверки данных о себестоимости затрат, предоставляемых нефтяниками, и, вследствие этого, усиление коррупции. По официальным данным Минфина рентабельность нефтяных компаний составляет 24%, при средней рентабельности в стране 14% по всем отраслям. При этом аналитики предполагают, что официальные проценты рентабельности нефтяников явно занижены. Минфин считает, что сверхприбыль нефтяной отрасли в настоящее время равна $5 млрд., и изъятие ее 40-60% не скажется на эффективности нефтяного бизнеса. Поэтому точка зрения, согласно которой добыча и экспорт нефти из-за увеличения налогов и транспортных расходов становится экономически не эффективной, не состоятельна. Зависимость внутреннего рынка от экспорта Проблемы экспорта нефти в России в большей степени связаны несоответствием пропускной возможности нефтепроводов требуемым сегодня и постоянно возрастающим объемам прокачки нефти. В настоящее время в правительстве обсуждается вопрос о предоставлении компаниям права строительства частных нефтепроводов. Увеличение экспортных нефтяных пошлин не имеет жесткой корреляции с ценами внутреннего рынка. По высказываниям нефтяников, себестоимость нефтепродуктов на 60% складывается из затрат на транспортировку, железнодорожные тарифы и так далее и не связана с добычей нефти. В 2005 г. Государственная Дума планирует увеличение акцизов на нефтепродукты пропорционально темпам инфляции, т. е. пропорционально восьми процентам. Правительство, естественно, предпримет все усилия, чтобы эти заложенные в бюджет проценты инфляции не были превышены. Для регулирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке используются различные методы "кнута": ограничение доступа к "трубе" (т. к. основной доход нефтяных компаний - прибыль от внешнего рынка); закрытие лазеек по "оптимизации" налогов на внутреннем рынке путем использования оффшоров и внутренних трансфертных цен; использование антимонопольного законодательства с целью недопущения монопольного повышения цен. Метод "пряника" - увеличение квот на экспорт нефтяникам взамен на сезонные поставки нефти и нефтепродуктов сельскому хозяйству по низким ценам. Трейдеров становится меньше Тот факт, что рост налогов и других расходов заставляет закрываться большинство мелких и средних компаний и способствует слиянию капиталов, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Основной плюс - все более растущее влияние российских нефтяных компаний ЛУКойла, ЮКОСа, ТНК и др. на мировой рынок нефти. Однако главный минус - уменьшение конкуренции на внутреннем нефтяном рынке за счет вытеснения "давальцев". Раньше многие не добывающие нефть трейдеры работали по так называемой "давальческой" схеме, которая способствовала развитию конкуренции: закупка нефти, оплата ее переработки на НПЗ и продажа готовых нефтепродуктов. Сейчас "давальцев" практически нет, крупные компании диктуют свои цены, которые менее интересны трейдерам. Внутренний нефтяной рынок вообще является более рискованным по сравнению с экспортными продажами. При экспорте нефти используется аккредитивная форма оплаты, благодаря чему деньги автоматически поступают на счет поставщика. Ранее рынок нефтепродуктов был более диверсифицирован за счет присутствия на нем множества мелких и средних компаний. Из сырьевого придатка - в доноры! Рост экспортных пошлин на нефть и НДПИ, естественно, отражает и общую тенденцию повышения мировых цен на нефть и нефтепродукты. Эти цены нельзя назвать "рекордными", если принять во внимание инфляцию доллара. (Так, например, мировая цена на нефть в $12 в 1979 г., как результат иранской революции, почти в 2 раза выше сегодняшней.) Как справедливо замечают многие аналитики, рост цен связан, прежде всего, с экономическим подъемом США и Китая, которые увеличили потребление нефти. Несмотря на то, что на смену экономическому подъему обычно приходит стагнация, и, как результат этого, уменьшение спроса на нефть, эпоха дешевых цен, вероятно, закончилась. Цены на нефть в России в перспективе будут приближаться к мировым. Для превращения России из сырьевого придатка в сырьевого донора необходимо решить проблему увеличения переработки нефти и формировать экспорт за счет роста в нем нефтепродуктов. Для этого нужно строить новые НПЗ и модернизировать имеющиеся мощности с увеличением глубины переработки нефти и повышения качества нефтепродуктов до международных требований. Подводя итоги, следует отметить закономерность и правомерность введения новых экспортных пошлин на нефть и НДПИ. Нефть - выгодный товар для экспорта, и ее экспортеры, в отличие от поставщиков внутреннего рынка, не нуждаются в дополнительном стимулировании. Сложности ценообразования на внутреннем рынке должны учитываться правительством, чтобы регулировать цены на нефть и нефтепродукты, не допуская их запредельного повышения.
Комментарии