Конфереция

ИТК вытеснили торги

Инвестиционно-тендерная комиссия (ИТК) при Комитете по строительству Администрации Санкт-Петербурга на днях прекращает свою работу. Такое решение вынесено в середине декабря 2003 года Уставным судом Санкт-Петербурга, который признал деятельность комиссии не соответствующей уставу города. На 1 июня назначено очередное заседание ИТК. В пресс-службе комитета по строительству не смогли сообщить, будет ли оно последним. Не исключено, что власти Петербурга постараются 'выжать' из действующей пока системы распределения городской земли все возможное, и до момента своего упразднения, заседание ИТК удастся провести еще не раз. Напомним, что в конце прошлого года депутаты петербургского парламента во главе со своим спикерам Вадимом Тюльпановым начали борьбу со Смольным с целью изменить существующий в городе механизм распределения земельных участков под застройку. Парламентарии предприняли попытку отменить ИТК - межведомственный орган, который занимается распределением участков под застройку, - осуществив, таким образом, переход к торгам. Стоит отметить, что решение комиссии носит рекомендательный характер, а окончательное решение принимается правительством города. Тем не менее, пятеро депутатов - Константин Серов, Владимир Барканов, Андрей Никитин, Александр Морозов, Олег Сергеев - обратились в Уставный суд Санкт-Петербурга с просьбой проверить три распоряжения бывшего губернатора, регламентирующих деятельность ИТК. Речь шла о следующих распоряжениях: 'Об упорядочении предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях' (от 4.04.97), 'Об утверждении Регламента подготовки и согласования инвестиционно-тендерной документации для предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях' (от 8.07.97), 'Об утверждении регламента работы и состава Инвестиционно-тендерной комиссии' (от 6.10 2001). Депутаты в своем обращении акцентировали внимание на том, что эти документы позволяют организатору подменить инвестиционные торги целевым распределением, тем более что участие представителей ЗАКСа в заседаниях ИТК не предусматривалось. Суд принял во внимание все доводы и решил, что ИТК должна прекратить свою деятельность в шестимесячный срок. Одним из основных недостатков ИТК, по мнению самих чиновников Смольного, был так называемый 'заявочный' принцип работы с инвестором. То есть, соискатель того или иного участка сам выходил с предложением на заседание комиссии, добивался разрешения и проводил изыскания по интересующему адресу, готовил пакет документов, а затем выносил его на согласование членов комиссии. 'Может быть, мы слишком увлеклись заявочным принципом, - говорит вице-губернатор Александр Вахмистров, - надо больше внимания уделять концепции развития городских территорий, чтобы инвестор соотносил свои желания с нашими'. Год назад председатель городского Комитета управления городским имуществом (КУГИ), на тот момент эту должность занимал Валерий Назаров, заявлял о том, что необходимо коренным образом изменить систему распределения земельных участков под застройку, перейдя от распределительной системы к торгам. Тогда Назаровым же было озвучено мнение о том, что 'упаковку' земельных участков должны проводить частные структуры. Спустя год, в мае 2004 года, Правительство Санкт-Петербурга принимает соответствующее постановление, а затем городской парламент утверждает новый закон о порядке выделения городской земли инвесторам. Таким образом, обе ветви городской власти подготовили законодательную базу для упразднения ИТК и введения конкурсной системы распределения 'пятен'. И все же город оставил за собой право обходить новые правила, то есть, в отдельных случаях выделять землю целевым образом. Особые условия, по настоянию Сольного, будут распространяться на стратегических инвесторов. К ним, по словам того же Вахмистрова, относятся крупные интегрированные и транснациональные компании, обороты которых сопоставимы с величиной бюджета Санкт-Петербурга'. Примером такого специального подхода к инвесторам, применительно к топливному рынку и вопросу получения 'пятен' под строительство АЗС, является соглашение Санкт-Петербурга с НК 'ЛУКОЙЛ', подписанное в конце апреля этого года. Основные изменения, как обычно затрагивают небольших и средних игроков рынка, а крупные компании, располагающие значительными денежными ресурсами, что во времена существования ИТК, что при нынешней системе, находятся в 'особых' условиях. При этом, действия администрации трудно назвать стратегически продуманными - вертикально-интегрированные нефтяные компании пытаются завоевать петербургский рынок не первый год, в то время как местные независимые компании выполняют перед городом обязательства, пополняют бюджет и обеспечивают энергетическую безопасность Северной столицы.
Комментарии