Конфереция

Правительство поднимает цены на газ, электричество и транспорт

В четверг правительство рассмотрит предложения Минэкономразвития по ценам и тарифам естественных монополий в 2005-2006 гг. Цены на электроэнергию планируется увеличить в следующем году на 9,5%, железнодорожные перевозки подорожают минимум на 6%. А вот цены на газ для 70% российских потребителей вырастут почти на 40%. О таком подарке в "Газпроме" даже не мечтали. Дальше - дороже. Намного Минэкономразвития предлагает правительству установить предельный уровень повышения цен на газ в 2005 году в 20%, в 2006 году - в 11%, сообщил замминистра экономического развития Андрей Шаронов. "Это выше уровня инфляции, которая прогнозируется в 8%, - признает Шаронов, - но мы исходим из того, что реальная потребительская стоимость газа, если сравнивать наши цены с общемировыми и ценами на мазут, в России выше нынешней". По его мнению, повышение цены газа "даст сигнал экономическим агентам", что время дешевого газа кончилось и пора менять структуру энергопотребления - переходить на энергосберегающие технологии. "Это и сигнал инвесторам", - добавляет Шаронов. Правда, признает, что инвесторам мешает и проблема доступа к трубопроводам. Здесь ситуация, как теперь понятно из договоренностей России с ЕС, вряд ли изменится в ближайшем будущем: "Газпром" по-прежнему будет владельцем и контролером трубопроводной системы. На этом плохие новости для потребителей не исчерпываются. Минэкономразвития намерено добиваться прекращения перекрестного субсидирования у естественных монополий. В газовом секторе это означает не только прекращение субсидирования населения за счет предприятий, но и встраивание в тариф стоимости транспортировки газа. А стоимость ее такова, что если оптовая цена газа (без НДС) в 200-километровой зоне вокруг газовых месторождений составит в 2005 году $20,3 за тысячу кубометров, то на Кавказе тысяча "кубов" газа будет стоить уже $38,2. Всего разработано 11 зон вместо нынешних 7: первая приходится на Ямал, последняя, одиннадцатая, - на Кавказ. Москва и Санкт-Петербург находятся в 7-8-й зонах. Всего в районе 7-11-й зон находится почти 70% потребителей газа: промышленные и жилищно-коммунальные предприятия. По представленным Минэкономразвития выкладкам нетрудно подсчитать, что среднеарифметическая цена на газ для них составит $36, что на 36% выше нынешней цены. Это, пожалуй, даже больше, чем видели в своих мечтах руководители "Газпрома", которые просили в 2005 году повысить цену на 21%. Но, утверждает Шаронов, на выручке монополии это не скажется: Минэкономразвития готово изымать "излишнюю" часть ренты монополии при росте тарифов за счет механизма НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). "Это важно для эффективного регулирования транспортного тарифа", - утверждает Шаронов, так как со временем цены на газ станут рыночными, а вот стоимость его транспортировки будет по-прежнему регулироваться государством. Другое дело, что переход к рыночному ценообразованию - дело далекого будущего. Для этого надо сначала реформировать "Газпром", а вопрос о его реформе опять отложен - на этот раз на осень. По мнению Шаронова, население от такого роста цен не пострадает. В ЖКХ 20-процентный рост цены даст увеличение тарифов на 1,12%, 27% роста цены газа - 1,8% роста тарифов. "Газ составляет десятую долю процента расходов домохозяйств", - утверждает замминистра. Для промышленности доля затрат на газ составляет 0,9%, говорит он, правда, эта доля увеличивается до 4,4% для производителей азотных удобрений и производителей цемента. Шаронов не смог ответить, на сколько в таком случае вырастет себестоимость строительства, где цемент - основная статья расхода на стройматериалы, и как, соответственно, это повлияет на стоимость квартир, которые покупают граждане. Ответ неправильный Меньше всего повезло с тарифами РЖД. Мало того что их предельный рост установлен вровень с инфляцией, 8,5% на 2005 год и 7,5% на 2006 год, - если ведомство не представит обоснования своих затрат в том виде, который устраивает Минэкономразвития, рост тарифов будет установлен по имеющимся данным о затратах. По этим данным в 2005 году рост тарифов может составить 6%, а в 2006 году - и вовсе 2%. Шаронова не устраивает, что РЖД обосновывает свои расходы нормативами: например, нормой регулярности осмотра вагонов. "Как это увеличит эффективность работы? - спрашивает Шаронов. - Может, этот вагон не осматривать надо, а выкидывать". Впрочем, сам замминистра не слишком верит в то, что правительство накажет железнодорожников снижением тарифной планки. "Скорее всего вопрос будет перенесен на следующее заседание правительства", - полагает он. Если повышение цен на газ обосновывается его низкой ценой, обязательствами перед ВТО и энергетической стратегией, то РАО "ЕЭС" получило прибавку в 1% роста тарифов сверх инфляции (всего - на 9,5% на 2005 год) в связи с реформированием. Минэкономразвития посчитало, что на формирование новых энергетических компаний и доведение до безубыточности ряда энергосистем нужны деньги. Плюс - существенный рост газовых цен, которые занимают значительную долю в расходах энергетиков. Но уже с 2006 года, уверяет Шаронов, тарифы электроэнергетиков "войдут в ритм инфляции": их рост в 2006 году запланирован в 7,5%. По подсчетам Минэкономразвития, рост железнодорожных и энерготарифов на промышленность подействует мало: в структуре расходов предприятий их доля составляет менее процента. Но есть и исключения. Например, для некоторых электростанций, работающих на угле и удаленных от мест его добычи, железнодорожные расходы составляют 40-60% стоимости угля. А для алюминиевой промышленности расходы на электроэнергию в 2005 году составят 3% затрат на производство.
Комментарии