Конфереция

БСК готова продаться РЖД

Балтийская строительная компания, бизнес которой процветал, когда министром МПС был Николай Аксененко, теперь готова ради сохранения подрядов стать частью корпорации "Российские железные дороги". Как стало известно "Ведомостям", владельцы БСК оценивают ее в $300 млн, но в РЖД нашли более дешевый путь - создать собственную строительную "дочку", ОАО "Росжелдорстрой". ФПГ "Балтийская строительная компания" (БСК) - один из лидеров на рынке транспортного строительства. Компания начинала свой бизнес в 1994 г. с проектов реконструкции железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург и электрификации Октябрьской железной дороги. В бытность Николая Аксененко министром путей сообщения БСК получала около 80% строительных подрядов МПС. Компания построила стадион "Локомотив" ($90 млн) , ответвление БАМа до Эльгинского угольного месторождения (11 млрд руб. ) , Ладожский вокзал в Петербурге (около $200 млн) , офис для РЖД в Москве ($165 млн) и др. Расцвет БСК пришелся на 2001 г. , по итогам которого выручка компании превысила 53 млрд руб. Журнал Forbes оценил состояние председателя совета управляющих БСК Игоря Найвальта, владеющего 32% акций группы, в $970 млн, что сам Найвальт назвал "неудачной шуткой". Имена остальных пяти бенефициаров БСК не раскрываются. После отставки Николая Аксененко с поста министра путей сообщения в конце 2001 г. для Балтийской строительной компании началась черная полоса. Новый министр Геннадий Фадеев урезал программу капвложений и заморозил ряд начатых БСК строек. В 2003 г. компания получила заказы от железнодорожников на 20 млрд руб. , а в 2004 г. получит лишь на 12 млрд руб. Два месяца назад вице-президент РЖД Владимир Якунин публично обвинил БСК в невыполнении обязательств по реконструкции вокзала в Красноярске. Как оказалось, РАО "РЖД" уже нашло замену бывшему главному подрядчику - собственное строительное подразделение. Как рассказал "Ведомостям" источник в БСК, именно на этот проект ушел гендиректор "БСК-Москва" Олег Тони. В должности замначальника департамента РЖД он теперь курирует реформирование стройкомплекса и создание строительной компании "Росжелдорстрой" на базе 19 строительно-монтажных трестов РЖД. "Строительство для РЖД является непрофильной деятельностью, а значит, должно быть выделено в 100% -ную "дочку", - пояснил "Ведомостям" Олег Тони. К тому же это поможет создать конкуренцию при распределении строительных подрядов. "Тресты "Желдорстроя" до сих пор не могли участвовать в тендерах РЖД и сторонних организаций, так как не были самостоятельными юридическими лицами", - пояснил он. По его данным, подряды РЖД на строительно-монтажные работы в 2004 г. составляют 44 млрд руб. , 27% из них получит БСК, а 30% работ выполнят тресты "Желдорстроя". Но председатель совета управляющих БСК Игорь Найвальт не понимает логику РЖД. "На создание своей строительной компании уйдет 3 - 4 года. Я предложил [президенту РЖД] Геннадию Матвеевичу [Фадееву] выкупить у нас компанию. Мы можем 51% отдать, можем всю компанию продать за $300 млн. Пусть она будет государственная, раз они так решили. Нам же нужна работа", - заявил Найвальт "Ведомостям". Источник, близкий к РЖД, сомневается, что государство одобрит расходы на приобретение БСК, поскольку цель реформы отрасли прямо противоположная - выделять непрофильные виды деятельности. Однако вице-президент РЖД Анна Белова говорит, что запрета на покупку выгодных компании активов нет. "БСК была приближенной компанией МПС, получая значительную часть строительных подрядов, - говорит замначальника департамента консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. - Теперь РЖД хочет создать другую привилегированную структуру, по сути аналогичную БСК". Так же думает и один из топ-менеджеров корпорации "Трансстрой": "Для нас ничего не изменится. Раз финансирует РЖД, значит, строить будут "свои".
Комментарии