Конфереция

В борьбе за рынок Петербурга все средства хороши

Руководство компания 'ЛУКОЙЛ' подтвердило свои намерения по расширению своего присутствия на розничном рынке нефтепродуктов Санкт-Петербурга. Помимо договора, подписанного президентом 'ЛУКОЙЛа' Вагитом Алекперовым с губернатором Северной столицы о покупке за 20 млн. долларов сразу 60 мест под строительство АЗС, 'ЛУКОЙЛ' планирует принять участие в открытых торгах еще по 25 земельным участкам. Как стало известно в начале мая, эти дополнительные 'пятна' Валентина Матвиенко решила выставить на торги в июне, исполняя обещание, данное трейдерам в конце прошлого года. Петербург является одним из немногих городов России, где большая часть рынка принадлежит независимым операторам. Пришедшее в Смольный правительство Матвиенко решило изменить ситуацию, и по возможности передать региональный рынок нефтепродуктов в руки вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Причем губернатор города практически не скрывает своего намерения, заявляя в присутствии журналистов, что ВИНКи наиболее предпочтительны для экономики города, поскольку они способны платить акцизы в городской бюджет в полном объеме. Еще в ноябре прошлого года Матвиенко сделала уплату топливного акциза на территории города основным условием для всех операторов розничного рынка, желающих расширить свою сеть АЗС. 'Мы выполнили эти условия, практически все основные участники рынка начали перечислять акцизы в городской бюджет к началу 2004 года', - говорит президент нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. Тем не менее, все земельные участки под строительство АЗС, разрабатываемые петербургскими нефтетрейдерами для передачи на утверждение инвестиционно-тендерной комиссии (ИТК), были отобраны городской Администрацией, якобы с целью выставить их на открытые торги. В то же время, в Смольном готовилось соглашение о передаче 60 'пятен' 'ЛУКОЙЛу'. В список для целевой передачи попали 32 адреса, документы на которые готовились другими компаниями. Технический директор компании 'Несте Санкт-Петербург' Вячеслав Савельев говорит, что ситуация, когда участки были отобраны якобы для выставления их на открытые инвестиционные торги, а попали в список 'ЛУКОЙЛа' - его не удивляет. Такова, по его мнению, непредсказуемая политика руководства Петербурга. По его словам участок под строительство АЗС на Синопской набережной, разрабатываемой компанией 'Несте', как раз вошел в число отобранных в пользу Алекперова 'пятен'. Как будто в развитие проблемы, вице-губернатор Михаил Осеевский подчеркивает, что кроме 'ЛУКОЙЛа' городское руководство ожидает активную экспансию в Петербург других нефтяных гигантов - 'Сибнефти', 'Славнефти' и 'Татнефти'. Аналитики не склонны рассматривать это заявление Осеевского, как скорый и серьезный шаг ВИНКов в сторону питерского рынка. В разное время попытки увеличить свое присутствие на петербургском розничном рынке предпринимали 'Славнефть' и 'Шелл' и сам 'ЛУКОЙЛ', но им не удалось договорится с прежней администрацией Санкт-Петербурга. Возможно, Владимир Яковлев осознавал то, что работать с крупным игроком будет гораздо сложнее, и город в результате такого шага может попасть в положение зависимого. Не исключено, что нынешняя власть имеет свои договоренности с ЛУКОЙЛом. Тем не менее, во время своего визита в Ленинградскую область в конце прошлой недели, Вагит Алекперов подтвердил свое намерение активно заниматься строительством розничной сети в Санкт-Петербурге. В частности, он заявил, что в ближайшие два года компания готова вложить в новые петербургские АЗС 40 млн. долларов. При этом на договор со Смольным приходится только половина этой суммы. Остальные средства будут затрачены как на строительство самих заправок на полученных по договору 'пятнах', так и на приобретение новых земельных участков. Как известно, другие 'пятна' можно будет получить только через конкурс. По крайней мере, если губернатор снова не изменит своего решения. По четырехлетнему соглашению с Петербургом Алекперов согласился затратить на социальные проекты Северной столицы примерно по 250 тысяч долларов в год в обмен на 60 земельных участков под строительство АЗС по фиксированной цене. При этом выполнение социальных проектов тесно связано с реализацией планов компании по развитию розничной сети в регионе. По отдельности эти проекты существовать не могут. В программе 'ЛУКОЙЛа' на приобретение участков под строительство станций предусмотрено 'не менее 20 миллионов долл. США в рублевом эквиваленте', причем перечисления в бюджет Санкт-Петербурга 'для снижения финансовых рисков' будут производиться поэтапно. В текущем году в городской бюджет поступит 25 млн. долл., в 2005 году - еще 5 млн. долл. Нетрудно подсчитать, что на приобретение одного 'пятна' нефтяная компания готова потратить около 330 тыс. долл. Это не является, на взгляд питерских нефтетрейдеров, 'конечной рыночной ценой', о которой так много говорили в Смольном. 'Мы считаем, что в условиях, когда большой интерес к городскому топливному рынку проявляют крупные российские нефтяные компании, а со стороны городских властей видно стремление сократить количество продаваемых на торгах земельных участков, цена на 'пятна' как минимум сохранится на уровне 800 тыс. долл. за пятно. Не исключено так же, что цены будут расти', - сказал заместитель директора ПТК Алексей Блинов. По словам президента 'ЛУКОЙЛа', в результате увеличения собственной сети АЗС с 30 до 90 станций общий объем акцизных платежей в бюджет Санкт-Петербурга увеличится с 600 тысяч рублей до 2,4 млн. рублей в год. При этом Алекперов отметил, что такие затраты даже для 'ЛУКОЙЛа' кажутся серьезной ценой за возможность стать полноправным игроком петербургского рынка нефтепродуктов. Алекперов подчеркнул в беседе с журналистами, что считает договор, подписанный с правительством города 'жестким'. Конечно, доля рынка, принадлежащая компании возрастет, по оценке самого 'ЛУКОЙЛа', с 12% до 23%. Но при этом компания все еще будет занимать второе место после Петербургской топливной компании, доля которой на городском топливном рынке составляет примерно 29% (по информации 'Аи92'). Поэтому не исключено, что 'ЛУКОЙЛ' не остановится на этом. Еще полтора года назад, во время одного из своих визитов в Петербург Вагит Алекперов заявлял о планах компании занять ни как не меньше 30% городского розничного рынка. По словам Олега Ашихмина, Валентина Матвиенко пообещала 'поговорить с Алекперовым и убедить его отказаться от участия в конкурсе'. Но такое заявление не только не вызывает доверия, но и заставляет улыбнуться всех, кто это слышит. Конечно, губернатор не будет слишком настойчива в своих просьбах, а 'ЛУКОЙЛ' не будет слишком разборчивым в своих методах завоевания петербургского розничного рынка. Имея не сравнимый со всеми прочими претендентами на землю денежный ресурс, НК 'ЛУКОЙЛ', несомненно, получит львиную долю выставленных на конкурс 'пятен', а так же все причитающиеся ему по договору 60 участков. Если учитывать еще политический ресурс компании, то положение, которое займет в итоге 'ЛУКОЙЛ' в Санкт-Петербурге определится уже в ближайшие месяцы. По заявлению городских властей торги на право строительство АЗС в городе пройдут летом 2004 года.
Комментарии