Конфереция

25 "пятен" - губернаторский компромисс

Нефтетрейдеры Санкт-Петербурга с нетерпением ожидают июня, когда, согласно обещаниям городского правительства, на торги будут выставлены земельные участки под строительство АЗС. Нефтяному клубу Санкт-Петербурга, выступающему от имени региональных операторов топливного рынка, удалось добиться внимания Смольного. Как известно, топливники поставили под сомнение правомерность действий городского правительства, выделившего в НК "ЛУКОЙЛ" 60 "пятен" под строительство АЗС в Санкт-Петербурге целевым образом. Нефтяной клуб начал активную компанию, пытаясь опротестовать такое решение, для чего были направлены обращения в городскую прокуратуру и антимонопольные органы. Действия петербургского некоммерческого партнерства были продублированы Российским топливным союзом. Кроме того, о действиях Нефтяного клуба оповещалась петербургская пресса. Несмотря на желание губернатора видеть на городском рынке нефтепродуктов исключительно вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), располагающие большими материальными ресурсами, Валентина Матвиенко была вынуждена принять решение, претендующее на справедливость. В начале мая губернатор заявила о намерении города выставить на торги 25 участков под строительство АЗС. Соратник Валентины Матвиенко и президент нефтяной компании Вагит Алекперов, оперируя к постулатам рыночной экономики, заявил о намерении ВИНКа участвовать в открытых торгах. "Аи92", не принимая на веру заявление Смольного о проведении торгов по земельным участкам под АЗС, попыталось проверить удостовериться в реальности анонсируемых торгов. Итак, 28 апреля вице-губернатор Александр Вахмистров направил письмо Валентине Матвиенко, в котором он информировал губернатора о завершении работы по подготовке разрешительной документации по 25 земельным участкам под строительство АЗС. Пресс-секретарь Вахмистрова Наталья Шелудько заявила "Аи92", что на самом деле, ГП "Управление инвестиций" передало в Фонд имущества 25 почти готовых пакетов документов "еще в начале года". Фонд имущества должен был их доработать, согласовать с КУГИ и выставить участки на торги. В Фонде не объясняют причины, по которой работа по комплектации инвестиционных пакетов не была завершена. В конце апреля стало известно, что торги по этим "пятнам" проводить нельзя, поскольку, по словам Шелудько, "многие документы устарели, требовалось новое согласование". Губернатор Матвиенко на одном из заседаний городского правительства даже попыталась, следуя последней пи-ар программе Смольного о "прозрачности и открытости", покритиковать чиновников Фонда имущества за нерадивость. Ответственный за городское имущество вице-губернатор Юрий Молчанов наконец-то взял ответственность за подготовку торгов на себя, пообещав лично контролировать ход проводимых Фондом работ. Хочется верить, что к "медлительности" Фонда имущества губернатор города не имеет никакого отношения. Однако, представляется вполне логичным, что, готовя соглашение с "ЛУКОЙЛом", город старается придержать готовящиеся к открытой продаже "пятна". Даже сегодня, когда о проведении торгов по 25 участкам в июне этого года заявляли открыто, и вице-губернатор Михаил Осеевский, и сама Валентина Матвиенко, сотрудники Фонда имущества все еще не верят в вероятность этих торгов. Поскольку на вопрос "Аи92" о том сколько "пятен" уже подготовлено к продаже, начальник отдела подготовки инвестиционных проектов и обеспечения имущественных сделок Фонда имущества Санкт-Петербурга Николай Ботвин заявил, что никакой работы по подготовке документов по земельным участкам под строительство АЗС сейчас не ведется. "Мы ждем распоряжения правительства о проведении торгов. Только после этого, мы, согласно закону, в двухмесячный срок будем обязаны провести эти торги", - сообщил Ботвин. Как только распоряжение увидит свет, участки будут подготовленв и выставлены на торги, предположительно, в Фонде. В то же время, пресс-секретарь Молчанова Юлия Береславцева сообщила, что в июне на торги поступят 10 участков под АЗС, затем через три недели пройдут торги еще по 5 участкам, и так по мере подготовки документов за лето все обещанные губернатором "пятна" будут проданы. Кроме вопроса о реальности самих торгов, остается не ясным - какие именно участки будут проданы в первую очередь. Сегодня список "ЛУКОЙЛа" на половину сформирован из "пятнен", разрабатываемых ранее местными операторами топливного рынка: из 60 адресов, подготовленных для передачи ВИНКу, так сказать "оптом", 32 "пятна" ранее уже прорабатывались петербургскими нефтетрейдерами. По словам президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина, губернатор пообещала, что на торги будут выставляться именно эти спорные "пятна", а в список "ЛУКОЙЛа" будут внесены изменения. Получается, что в этом году компании получат 85 новых участков под строительство АЗС. Из них 60 пойдут целевым образом по фиксированной цене НК "ЛУКОЙЛ", а 25 будут проданы через открытые торги. Ранее, президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов и вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский в один голос заявляли о необходимости как можно скорее построить в Санкт-Петербурге не меньше 250 новых АЗС. При этом Осеевский оперирует московскими показателями, забывая о том, что Северная столица почти в четыре раза меньше Москвы, а значит, и дорожная инфраструктура должна быть соответствующей. В свою очередь, участники рынка сильно сомневаются в целесообразности такого шага, поскольку построить 250 АЗС в Петербурге крайне не выгодно. По данным "Аи92", сегодня в городе около 270 заправок, если их число удвоить, то прокачка по каждой станции упадет как минимум в полтора раза. Хотя вопрос окупаемости строящейся сети АЗС волнует, скорее всего, только независимые топливных операторов. Для ВИНКов вопрос рентабельности каждой отдельной АЗС не слишком важен. Крупные нефтяные компании озабочены самим фактом присутствия в регионе, и для достижения этой цели будут использовать свои ресурсы, как политические, так и финансовые. Нынешнее городское правительство будет поддерживать ВИНКов, это не скрывает ни губернатор, ни другие высокопоставленные чиновники. Так что проблема работы на петербургском рынке нефтепродуктов независимых топливных операторов будет, скорее всего, подниматься ни один раз. Добиться от правительства Петербурга торгов по 25 "пятнам" в этот раз топливникам почти удалось. Но не станут ли они последней уступкой со стороны Смольного?
Комментарии