"Транснефть" предлагает лишить "ЛУКОЙЛ" прав на терминал в Высоцке
Давний конфликт между президентом "Транснефти" Семеном Вайнштоком и его бывшим начальником, президентом "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым разгорелся с новой силой. В ответ на предложение Алекперова объединить "Транснефть" и "Транснефтепродукт" Вайншток предлагает лишить "ЛУКОЙЛ" права управлять строящимся портом в Высоцке.
"ЛУКОЙЛ" - крупнейшая нефтяная компания в России, в 2003 г. добыла 81,5 млн т нефти. Выручка компании за 2003 г. по РСБУ составила 261,9 млрд руб. , чистая прибыль - 48 млрд руб.
"ЛУКОЙЛ" строит в Высоцке экспортный терминал мощностью 10,6 млн т нефти и нефтепродуктов в год. Его первая очередь в 4,7 млн т должна быть пущена 16 июня. Нефтепродукты туда поставляются по железной дороге. Она обошлась компании в $200 млн. По предварительным данным, в 2003 г. компания экспортировала 37,5 млн т нефти и 13,6 млн т нефтепродуктов.
"ЛУКОЙЛ" давно мечтает о терминале по экспорту нефти и нефтепродуктов в США и Европу: компания наращивает экспорт и расширяет сеть заправочных станций за рубежом. На прошлой неделе она приобрела 779 АЗС в США, увеличив число станций в этой стране до почти 2000. Терминал в Высоцке - одно из любимых детищ президента "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова. Он присутствовал на закладке терминала, несколько раз приезжал инспектировать строительство, а на прошлой неделе лично проследил за опытной заливкой танкера. Открывать терминал планируется с помпой: чиновник правительства Ленобласти утверждает, что на церемонию ждут премьер-министра Михаила Фрадкова.
Но радости Алекперова может помешать его бывший подчиненный - Семен Вайншток. В пятницу он предложил отдать терминал "ЛУКОЙЛа" в управление госмонополии по транспортировке нефтепродуктов - "Транснефтепродукту" (ТНП) , сославшись на то, что бесконтрольный экспорт нефтепродуктов может сказаться на макроэкономической ситуации в стране. "Высоцк не должен быть управляем частной компанией", - цитирует Вайнштока "Интерфакс". А вице-президент госмонополии Сергей Григорьев предположил, что "Транснефть" может отправить соответствующее предложение в правительство.
В пресс-службе "ЛУКОЙЛа" отказались комментировать эти заявления. Но сотрудники компании в беседе с "Ведомостями" не скрывали своего возмущения: "Объяснением могут быть лишь сложные взаимоотношения Вайнштока и Алекперова", - заявил сотрудник "ЛУКОЙЛа". А его коллега добавил, что предложение Вайнштока - это ответ на письмо Алекперова об объединении "Транснефти" и ТНП.
В середине апреля Алекперов попросил Минэкономразвития объединить "Транснефть" и ТНП. В монополиях усмотрели в этом попытку "ЛУКОЙЛа" сменить их руководство. Взаимоотношения президентов "ЛУКОЙЛа" и "Транснефти" давно перестали быть безоблачными. Вайншток пришел в госкомпанию в 2001 г. из "ЛУКОЙЛа", где он был вице-президентом и руководил компанией "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь". После перехода в "Транснефть" его отношения с Алекперовым обострились - они спорили из-за предоплаты за услуги монополии и продажи "Транснефтью" излишков нефти. А в 2001 г. "Транснефть" поспешила исполнить решение Рязанского районного суда, запретившего отгружать нефть "ЛУКОЙЛа" на экспорт, по иску мелкого акционера НК Ирины Егоровой. Впоследствии "ЛУКОЙЛ" безуспешно пытался взыскать с "Транснефти" ущерб за остановку.
В пятницу Григорьев из "Транснефти" категорически отрицал, что заявление Вайнштока - это "ответ Алекперову", и уверял, что "его предложение вызвано лишь интересами государства". Он признает, что нельзя заставить "ЛУКОЙЛ" отдать терминал. "Но правительство может попросить, а "ЛУКОЙЛ" может согласиться", - полагает он.
Чиновники, впрочем, пока не рады этой идее. "Мы до сих пор не знаем, что делать с инициативой Алекперова по слиянию "Транснефти" и "Транснефтепродукта", - возмущается чиновник Минэкономразвития. - А предложение Вайнштока еще необычнее". А высокопоставленный чиновник правительства говорит, что обеим сторонам, прежде чем выдвигать инициативы в адрес друг друга, нужно "посмотреть на себя". Хотя он отметил также, предложения по Высоцку "не лишены смысла".
В "Транснефтепродукте" идее Вайнштока обрадовались: "Было бы правильным передать терминал нам в управление, - говорит менеджер компании. - У "Транснефтепродукта" нет экспортного терминала, его строительство в Приморске только начнется".
Эксперты же не верят в реализацию идеи Вайнштока. "У государства немало других рычагов влияния на экспорт нефтепродуктов", - говорит аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров. А Дмитрий Лукашов из "Атона" добавляет, что "терминал не имеет никакого отношения к трубе". "В любом случае "ЛУКОЙЛ" добровольно терминал не отдаст", - резюмирует Лукашов.