24.05.2004 14:00
Комментарии: 0
Просмотры: 550
Сегодня уже нет необходимости стимулировать табачную промышленность, так как наблюдается перенасыщение рынка, идет жесткая конкурентная борьба. Всю историю налоговой системы России акцизы были источником дохода региональных бюджетов. В середине 90 - ых годов с вязи с этим субъекты РФ начали активно развивать эти отрасли, чтобы доходы с них увеличивали бюджеты.
Для этого инвесторам начали предоставлять льготы, но и начали нести потери. Как только процесс завершился, отрасль встала на ноги и региональные власти понадеялись на отдачу потерь прошлых годов - на федеральном уровень решили полностью зачислять акцизы на табак в федеральный бюджет. Правда одновременно была произведена компенсация, но в полном объеме возместить выпадающие доходы не удалось. Это лишний раз подчеркивает - нужны долговременные нормативы по поводу установления налоговых платежей. Каждый год закон о бюджете устанавливает соответствующие нормативы отчислений налоговых доходов. Поэтому сейчас у регионов нет никаких гарантий, что при формировании бюджета на 2005 или 2006 год у них не будет изъята часть налоговых платежей.
Нужны гарантии, что если субъекты будут развивать какую - либо отрасль, вкладывать средства региональных бюджетов в развитие отрасли - налоговое и бюджетное законодательство будет стабильным. Без этого не будет никакой заинтересованности субъектов РФ в развитии налоговой базы и привлечении инвесторов.
Сейчас таких гарантий нет. Допустим, сейчас регионы получили право зачислять в свои бюджеты 100% акцизов на алкоголь. Но где гарантия, что это надолго? Налоговый кодекс переписывается практически заново. Первоначально установленная кодексом глава 22 ('Акцизы') НК РФ сейчас концептуально другая. В частности, система взимания акцизов на нефтепродукты доведена до абсурда - в таком виде долго она существовать просто не будет.
- Какой интерес у регионов привлекать инвесторов, создавать им условия для развития, если налоговые поступления будут проходить мимо региональных бюджетов? В частности, сейчас обсуждается вопрос изъятия дополнительной части региональной ставки налога на прибыль в пользу федерального центра?
- В условиях нестабильного налогового и бюджетного законодательства никакой гарантии для инвесторов со стороны региональных администраций не будет. Что могут сделать субъекты? Должны более тщательно готовиться закон о бюджете. Подготовлен блок документов по такой стабильности, но нет никакой гарантии, что в них опять не будут вноситься поправки. Именно в Бюджетном и Налоговом кодексе должны быть отдельные статьи, которые бы гарантировали стабильность нормативов хотя бы на 6 - 8 лет. И в случае изменения этих норм федеральный центр должен обеспечить компенсацию регионам. Главная причина, что к нам слабо идут иностранные инвестиции - налоговая нестабильность.
- Попытки федерального центра эффективны для компенсации потерь регионов? На примере хотя бы отмены налога с продаж, когда регионам предложили компенсационный пакет в виде 1% ставки налога на прибыль, налогов на малый бизнес и 100% акцизов на алкоголь?
- Я бы эту проблему рассматривал с другой точки зрения. И вопрос о компенсации опять же спорный. Почему центр должен брать на себя собственно эти компенсации? Налоговая нагрузка резко снижается и потери будут неизбежны - федеральный бюджет не должен эти потери брать исключительно на себя. Надо ставить вопрос, чтобы регионы были заинтересованы быть в развитии налоговый базы.
С другой стороны допустим сейчас регионы имеют 100% акцизов на алкоголь. Но оно установлено ведь всего на 2004 год. Администрации субъектов могут бороться с конрафактной водкой, со всего оборота будут выплачиваться акцизы и т.д. Но где гарантия, что на следующий год федеральный центр не решит эти акцизы забрать себе, как акцизы на табачные изделия?
- Вы говорите о гарантиях. Правительство как раз готовиться планировать бюджет на несколько лет вперед.
- От этого стабильности не прибавится. Даже в условиях централизованной системы планировать бюджет на три года вперед оказалось бесполезно. Сделать прогноз - можно. Но любая экономика подвержена колебаниям. Кто помешает Правительству исходя из экономической или другой необходимости, его пересмотреть? Единственное решение - стабильность нормативов. Необходимо прописать финансовую ответственность регионов и центра за изменение налогового законодательства. Сегодня, еще раз подчеркиваю, интереса развивать экономику у регионов нет - так как только у них вырастает налоговая база, тут же суммы финансовой помощи из центра сразу же уменьшаются.
- А что касается ответственности регионов при финансировании в рамках Федеральных целевых программ?
- Почему то практически всегда регионы обвиняют в том, что они неэффективно тратят деньги, которые выделяются в рамках ФЦП. В данном случае речь идет о федеральных деньгах и заказчиком зачастую выступает именно федеральные органы власти. Субъект федерации фактически должен получить все готовое. С каждой ФЦП нужно разбираться отдельно в зависимости от того, кто ее заказчик. Допустим по празднованию 300-летия Петербурга зачастую заказчиками выступали именно федеральные органы власти.
- Новой администрацией Петербурга поставлена задача удвоения бюджета города. Наряду с НДС, налогом на прибыль акцизы дают наибольшие поступления. Администрирование акциза, например, на алкоголь крайне сложно. Недополучение акцизов могут пробить существенную брешь в этих планах?
- Сложно сказать, для этого нужно смотреть показатели бюджета субъекта РФ. Но возьмем опять же акциз на алкоголь - теперь он полностью зачисляется в бюджеты субъектов. По экспертным оценкам, потребление алкоголя в России составляет 250-300 млн далл в год. Акцизы платятся со 140 млн далл. Мы оцениваем ежегодные потери бюджетов примерно в $1,5 млрд. Сегодня такой порядок - 80% акцизов уплачивается оптовыми акцизными складами и 20% производителями. Это было сделано потому, что долгий период основные объемы водки производилось на Северном Кавказе. И как только с производителей стали брать только 20% указанным регионам стало невыгодно производить алклгль сверх сверх потребностей субъекта. Но что происходит сейчас: если с одно склада товар идет на другой- то акциз не уплачивается. В пролом году мы проверили как эта система работает. Выяснилось, что если товар из акцизного склада одного субъекта РФ не дошел в другой- акциз вообще никто не платит. Ответственность потенциального налогоплательщика, отправляющего товар, не предусмотрена. Товар зачастую просто 'теряется'. Администрировать этот налог в таких условиях крайне сложно.
-На сколько на ваш взгляд оправдана индексация акцизов?
- Вся проблема теневого бизнеса в этой сфере - в высокой цене. Водка сегодня с одной стороны не очень дорогой продукт. Но с увеличением акциза происходит замещение легального производства на продукцию, которая произведена на легальном предприятии но с нее неуплачены акцизы. Покупатель всегда будет покупать более дешевую водку. Тем не менее, администрирование этого акциза настолько усложнено, что в регулирующих документах можно запутаться.
- Получается ситуация безвыходная?
- Частично эту проблему могла бы решить уплата на налога сразу на спирт. Допустим будет один плательщик, легче будет администрировать налог и в лицензировании не будет необходимости. Производители нелегальной водки будут получать спирт с уже уплаченным акцизом. Процесс сокрытия ведь тоже дорогостоящее занятие. До чего доходит иногда - предприятие, судя по его отчетам, использует свои мощности на 3-5% и при этом имеет более чем достойные финансовые показатели. На самом деле мощности используют на 30-50%, это очевидно. Есть предложение ввести для этой отрасли вмененный налог. Т.е. устанавливать налог с мощности - и вопрос будет решен.
- Фактически вы признаете, что контролировать алкогольную отрасли невозможно?
- Абсолютно верно. Счетная Палата не имеет права законодательной инициативы, хотя в Госдуме и Совете Федерации с этими предложениями, облагать вмененным налогом алкогольную отрасль, знакомы.
-Охарактеризуйте ситуацию с акцизами на нефтепродукты
- Больше глупости, чем действующий порядок их взимания придумать, наверное, невозможно. Из 27 плательщиков акциза сделали тысячи. Нужно было всего лишь выпадающие источники доходов дорожных фондов, которые ликвидировали у субъектов федерации, заменить равноправным налогом, который бы так же распределялся по территории всей России. Что получилось? Создали такую ситуацию, когда крупные нефтяные компании сами решают где им платить этот налог. В 2003 году 10 субъектов получили больше 50% акциза на нефтепродукты, а на остальные 79 пришлось примерно столько же. Примерно 6% это акциза получили в Мордовии, где нет не нефти, не нефтеперерабатывающих заводов. Но им там давали льготы по другим налогам.
Второй вопрос: сегодня эта система не сработала, субъект не получили равнозначной компенсации. Решили пойти по другому пути - 60% это доходы регионов, 40% поступают в федеральный бюджет. Но: из 60% 50% концентрируются в федеральном бюджете и распределяются по регионам в зависимости от количества машин. Т.е. вся заинтересованность регионов - это 10%! Мы усложнили жизнь налоговым органам, налогоплательщикам. Надеюсь, в 2005 году эта ситуацию изменят.
- Судя по всему на вертикально - интегрированные компании поставили и власти Петербурга. Валентина Матвиенко и Вагит Алекперов договорились что 'Лукойл' получит 60 пятен под АЗС. Эти пятна пошли по целевому назначению, а не на торгах, как было обещано ранее администрацией. Ставка на крупные компании может существенно увеличить поступления в бюджет Петербурга?
- Нет. Речь повторюсь идет всего о лишь о 10% акциза на нефтепродукты. Думаю это не настолько принципиально для городского бюджета. Вряд ли из за этой суммы власти Петербурга захотят впадать в зависимость от крупных интегрированных компаний. Ведь если нефтяные компании переводят в Петербург уплату акцизов, они должны что то получить взамен.
Комментарии