Конфереция

Цены на бензин растут. И будут расти

В начале мая нефтяные компании подняли отпускные цены на автомобильное топливо. В среднем повышение составило 350 рублей за тонну. С учетом маржи закупочных компаний и компаний, реализующих топливо на АЗС, стоимость бензина в среднем поднялась на 20 копеек за литр. При этом повышение не коснулось цены на мазут. Топливо в дефиците Президент некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин связывает нынешний рост цен с превышением спроса над предложением. Если раньше, как говорит он, оптовики выбирали продавца, то сейчас у нефтяников приходится выпрашивать бензин. А дефицит топлива Олег Ашихмин объясняет не только тем, что с началом весны активизировались автолюбители. Основная причина в том, что многие нефтеперерабатывающие заводы приступили к плановому ремонту оборудования и остановили агрегаты. По мнению господина Ашихмина, в июне ситуация должна стабилизироваться. Однако цены будут продолжать расти. В последние годы наблюдается их устойчивый рост. Снижения заметно не было. Вице-президент НК "Сургутнефтегаз" - генеральный директор ООО "ПО "Киришинефтеоргсинтез" Вадим Сомов тоже прогнозирует устойчивый рост цен на бензин. Но он связывает его с высокими ценами на нефть на мировых рынках. А Россия является частью мирового пространства. Сегодня Россия добывает ежегодно 390 млн. тонн нефти, из которых половина идет на экспорт. И экспорт в таких объемах, похоже, сохранится, так как никто из экспертов не прогнозирует резкого снижения цен на черное золото. В России на внутреннем рынке цены растут и по причине того, что на нефтеперерабатывающих заводах наблюдается удорожание себестоимости продукции - увеличиваются затраты. На Киришском ПО только энергоресурсы за последний год выросли на 10%. Однако это не мешает предприятию из года в год увеличивать доход. Так, если по итогам 2003 года чистая прибыль завода составила 2,3 млрд. рублей, то планируемая прибыль текущего года - 2,6 млрд. Инновационные технологии у нефтяников не в почете Значительную часть прибыли ПО направляет на развитие производства, в частности на строительство комплекса глубокой переработки нефти на базе гидрокрекинга мазута. Комплекс планируется сдать в эксплуатацию в 2008 году. Сейчас строительство ведется строго по графику. А специалисты "Сургутнефтегаза" (НК является собственником киришского предприятия) ведут расчеты экономической эффективности транспортировки нефтепродуктов, которые будут получать на новом комплексе. Рассматриваются варианты создания терминалов в северной и южной частях Финского залива - в Приморске и в бухте Батарейной. С началом эксплуатации гидрокрекинга ежегодно 5 млн. тонн мазута превратятся в высококачественные марки светлых нефтепродуктов - керосин и дизельное топливо. При этом качество продуктов должно приблизиться к европейскому уровню, и они войдут в другую ценовую категорию. После окупаемости проекта, а период окупаемости рассчитан примерно на пять лет, рентабельность "Киришинефтеоргсинтеза" достигнет 30%. Сегодня у переработчиков нефти хорошей рентабельностью считается 7-9%. Строительство комплекса оценивается в 1 млрд. 37 млн. долларов. Однако господин Сомов убеждает, что как раз инвестиции в инновационные технологии не влияют на сегодняшние цены на топливо. Основные вложения в гидрокрекинг делает НК "Сургутнефтегаз". Так, в текущем году НК планирует направить на проект 7 млрд. рублей, а ПО - 500 млн. Сегодня в России строительство комплекса глубокой переработки нефти ведут только две нефтяные компании - "Сургутнефтегаз" и "Лукойл". НК "Лукойл" приступила к созданию гидрокрекинга на Пермском нефтеперерабатывающем заводе еще в 1995 году. В первоначальных планах ввод планировался в 2000 году. Однако из-за проблем с финансированием комплекс до сих пор не введен. Действуют только отдельные установки. Невнимание нефтяников к высоким технологиям генеральный директор ОАО "Ленгипронефтехим" Александр Фомин объясняет тем, что добывающим компаниям в России невыгодно вкладывать средства в нефтепереработку. Им выгоднее, особенно с учетом высоких мировых цен, гнать на экспорт сырую нефть. Как говорит Александр Фомин, абсолютное большинство нефтедобывающих компаний живет сегодняшним днем, не заботясь о более дальней перспективе. Их позиция примитивная: добыл - реализовал - положил деньги на счет. Программы, направленные на внедрение новых перерабатывающих технологий, как правило, долгосрочные. Сами программы рассчитаны на 4-5 лет, и еще столько же времени потребуется на период окупаемости. Так что вкупе надо не менее 9-10 лет, пока вложения начнут приносить дивиденды. К тому же в России нет системы премирования нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов, выпускающих нефтепродукты высокого качества. На Западе таким предприятиям предоставляют налоговые льготы. Там действуют и другие схемы, которые поощряют компании заниматься инновационной деятельностью
Комментарии