Прошедший месяц был богат событиями, имеющими прямое или косвенное отношение к топливному рынку Петербурга. Судите сами. Директор Фонда имущества Санкт-Петербурга Людмила Кулешова, которой в вину поставлена слабая работа по подготовке земельных участков под АЗС на торги, ушла в долгосрочный отпуск. Более месяца ее обязанности исполняет господин Степаненко. Состоялась разъяснительная беседа чиновников с представителями СМИ с просьбой "быть лояльнее" к действиям администрации, а это крайний шаг, который использует власть для формирования общественного мнения, когда не справляется с властью четвертой. Кроме того, Смольный покинули начальник управления информации Игорь Павловский и его заместитель Оксана Чернышева. Теперь настал черед вице-губернатора Александра Вахмистрова, который опять же в распределении земельных участков под АЗС играл немалую роль. Готов проект постановления о выражении недоверия г-ну Вахмистрову. В вину вице-губернатору поставили уплотнительную застройку.
Вместе с тем, если А.Вахмистров всего лишь исполнял обязанности, вверенные ему городской властью - пусть даже нарушая спокойствие жителей, то спокойствие топливников в апреле нарушило соглашение с ЛУКОЙЛом, по которому 60 земельных участков под строительство АЗС, а это практически все участки, оставшиеся в городе, были переданы нефтяной компании целевым способом. Это соглашение задело не только топливников, которые ранее получили эти участки на Инвестиционно-тендерной комиссии и готовили по ним инвестиционную документацию. В такое же невыгодное положение были поставлены арендаторы государственного имущества, проводящие ремонт помещений по навязываемым ставкам (с дальнейшей компенсацией). ЛУКОЙЛу не пришлось платить КУГИ - дворец барона Штиглица передавалось целиком, якобы в счет будущего ремонта, причем здание сейчас, а ремонт потом. Для передачи в собственность исторического особняка Смольному вообще пришлось устроить целую PR-кампанию по передаче исторических зданий с торгов всем желающим. Дошло до того, что новый Председатель КГИОП заявил, что Эрмитаж, Русский музей и с десяток других памятников истории продаваться не будет. Это действительно можно оценить как заботу о горожанах. Особенно если сравнить, что раньше КГИОП бился за каждую "историческую ручку на историческом окне исторического здания". Недоумевают по этому поводу и строители, и инвесторы, и арендаторы. Каждый готов купить помещение или здание за ремонт. Чего стоит выселение некоммерческого партнерства "Кентавр", которое занимается организацией кинофестивалей, из здания на набережной Мартынова.
Обманутыми почувствовали себя и жители, которым была обещана социальная программа в 1 миллион долларов ежегодно, а на деле 250 тысяч. Программа включает в себя ремонт зданий нескольких социальных домов. Для компании таких размеров - сущий пустяк.
Итак, по порядку. В ноябре состоялось "историческое" заседание представителей топливных компаний и губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. В обмен на уплату акцизов топливникам были обещаны долгожданные торги по земельным участкам под АЗС, научный подход к строительству АЗС с разработкой и использованием схемы, новые правила проведения тендеров на поставку топлива бюджетным структурам. Большинство топливных компаний свое обещание сдержали. А вот последние два обещания администрацией были забыты. Оставалась надежда лишь на торги. Первые были назначены на январь. Прошел январь. Далее март, май. Назван новый срок - 1 июня. До анонсированных торгов осталось менее двух недель, однако официально они все еще не объявлены.
Зато вместо очередного названного срока, в апреле вместо торгов было подписано соглашение с ЛУКОЙЛом. Для начала всем объявили, что соглашение носит исключительно декларативный характер. "Аи92" опубликовало текст соглашения. Оно действительно декларативное. Но вот прилагаемая к нему программа и приложения абсолютно конкретные. Далее власть заявила о социальной миссии ЛУКОЙЛа. Инвестиции в $20 млн., социальная программа в $1 млн. ежегодно, ремонт особняка - все это благо для бюджета, а значит для горожан. Опять же из соглашения видно, что 20 миллионов - плата за 60 участков, каждый из которых может стоить порядка $333 тыс. Участки реализуются, минуя торги, без конкуренции. Напомним, что ранее компания "Шелл АЗС" победила в торгах за земельный участок и дала за него $400 тыс. Петербургская топливная компания за областной участок на кольцевой дороге дала $800 тыс.
Смольный, поняв, что попал впросак, пообещал топливникам торги, а общественности - управляемый топливный рынок с низкими ценами и высоким качеством топлива. Вице-губернатор Петербурга г-н Осеевский неоднократно заявлял, что доля каждого участника рынка не должна превышать 12-15%. Чуть ранее, он же говорил о том, что строительство АЗС правительство регулировать не будет, позволив топливному бизнесу развивается по законам рынка. Несколькими днями позже г-жа Матвиенко заявила, что допускает увеличение доли рынка нефтяных компаний до 20%. Попробуем угадать о ком речь. Обосновывается это тем, что нефтяные компании обладают собственным ресурсом, а поэтому надежнее. Здесь можно вспомнить, что при всем разнообразии дочерних структур вертикально-интегрированных нефтяных компаний на топливном рынке Петербурга, бюджетников обеспечивают топливом наши питерские операторы. Тут и многомесячные задержки платежей, и низкие по сравнению с розницей цены. Не интересно. То есть, у нас все равноудалены, но некоторые равноудаленнее.
Жители неоднократно заявляли, о нежелании видеть автозаправки под своими окнами, автомобилисты и топливники - что АЗС достаточно, и есть смысл сосредоточить усилия на улучшении качества моторных топлив. Кстати, мэр Москвы Юрий Лужков активно препятствует вхождению нефтяных компаний в город. Действия ВИНКов предельно просты и понятны: строительство АЗС во всех районах города, рядом с АЗС конкурентов, демпинг, монополизация рынка, навязывание цен. Можно посмотреть опыт любого региона, где доля одного поставщика нефтяной компании превышает 60 %.
Хочется отметить и еще один экономический факт, о котором нашим чиновникам невдомек. В город поступает постоянный объем топлива, растущий на 10-12 % в год. Если перемножить этот объем на размер акциза, получим максимальный объем акциза, который может поступать в бюджет. Максимальный - поскольку закон оставляет право платить акциз не только по месту реализации. Если увеличивается объем уплаты акциза одной компанией, соответственно она реализовала больше топлива, следовательно, он сократился у других компаний. Следовательно, уменьшились и отчисления акцизов у других компаний. То есть, если ЛУКОЙЛ будет платить больше, меньше будут платить другие компании. Для бюджета разницы нет. Кстати, сейчас ЛУКОЙЛ с 30 своих АЗС может платить до 900 млн. руб. ежегодно. А когда компания Алекперова построит еще 60, как написано в соглашении, то она будет платить 2,4 миллиарда.
Чтобы не оставалось никаких сомнений, мы публикуем текст соглашения, программу и приложение со списком земельных участков целиком.
@@nd0jq73@@
@@nvf3l4o@@
@@30svd9k@@
Комментарии