Конфереция

За что платят нефтяники

В 2003 г. основным источником средств нефтяной отрасли России остался экспорт сырой нефти. По данным правительства, поступления от него выросли с $29,7 млрд в 2002 г. до $40,7 млрд, т. е. на 37% при среднегодовом увеличении мировых цен на 19%. Выручка от продаж нефтепродуктов выросла незначительно: на внутреннем рынке на 14,5% - с $14,5 до $16,6 млрд, а на внешних и вовсе лишь на 12,4% - с $12,9 до $14,5 млрд. В целом нефтяная промышленность стала едва ли не наиболее успешной отраслью экономики. Ее официальная рентабельность составила 15%, а реальная (по оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования) - 37%, в том числе в нефтепереработке - 68%. Столь наглядное финансовое благополучие позволило нефтяникам только в 2003 г. более чем вдвое - с $4,6 до $9,6 млрд - увеличить объем привлекаемых долгосрочных кредитов. В результате средства отрасли выросли почти на треть: с $61,7 млрд в 2002 г. до $81,4 млрд в 2003 г., причем доля поступлений, связанных с внутренним рынком России, лишь немного выше 20%. Это связано в том числе и с диспропорциями налогообложения. Так, по данным Минфина, в распоряжении нефтяной промышленности после уплаты налогов, необходимых инвестиций, погашения затрат на добычу и транспортировку нефти при поставках на экспорт остается 34%, а на внутренний рынок - лишь 15%. Усиление зависимости экспортной пошлины от динамики мировых цен лишь смягчит, но не исправит эту диспропорцию. Таким образом, основные интересы нефтяной промышленности лежат за пределами нашей страны, а сама отрасль является одной из уже глобализованных отраслей российской экономики. Однако наиболее интересны не объем и источники ресурсов, а направления их использования. На фоне бесконечных разговоров о приоритетном направлении средств отрасли на ее развитие соответствующие статьи расходов увеличились незначительно. Так, себестоимость добычи и переработки выросла на 19,1% - с $15,2 до $18,1 млрд, а инвестиции в основной бизнес увеличились на 20%, или на жалкие $2 млрд (это наименьший прирост среди всех основных статей расходов) - с $10 до $12 млрд. Подобные темпы вызывают тревогу, особенно на фоне неутешительных прогнозов динамики сокращения запасов легко извлекаемой нефти на эксплуатируемых сейчас месторождениях. Существенно и то, что, по официальным данным, более трети (около 150 млн т) всей добываемой нефти является "рисковой": ее добыча выгодна лишь при высоких мировых ценах. К этой категории относится, с одной стороны, нефть, добываемая на месторождениях в завершающей стадии разработки и на новых месторождениях вне зоны развитой инфраструктуры, а с другой - поставляемая на экспорт по железным дорогам или на Украину (этот экспорт облагается двойным НДС). Реальными приоритетами отрасли стало приобретение непрофильных активов, расходы на которые выросли почти вдвое - с $2,8 до $5,5 млрд, и выплата дивидендов, увеличившаяся на 86,7% - с $3,0 до $5,6 млрд. Это увеличение особенно значимо, если учесть, что часть компаний принадлежит государству и, соответственно, выплачивает относительно небольшие дивиденды. Таким образом, в исключительно благоприятных условиях 2003 г. владельцы и руководители предприятий нефтяной промышленности направили основные усилия не на ее собственное развитие, но на экспансию в другие сферы экономики (что вполне разумно с коммерческой точки зрения, но угрожает существованию самой нефтяной промышленности), а также на наращивание собственного потребления. Значимый кусок на этом "пиру победителей" удалось урвать лишь транспортным монополиям (расходы на оплату услуг которых увеличились на 36,6% - с $9,0 до $12,3 млрд; правда, во многом это связано с наращиванием высокозатратного экспорта нефти по железным дорогам в условиях ограниченности пропускной способности трубопроводов), а также, как ни странно, государству. Совокупно уплачиваемые нефтяной отраслью налоги выросли на 28,6% - с $21,7 до $27,9 млрд, что составляет почти 20% доходов консолидированного бюджета России. Таким образом, нефтяная промышленность России, зарабатывая все большую часть своих средств за счет экспорта сырой нефти, направляет на собственное развитие лишь небольшую и при этом уменьшающуюся долю выручки. При значительном увеличении налоговых платежей и затрат на удовлетворение аппетитов транспортных монополий наиболее интенсивно увеличиваются потребление и расходы, направленные на перенос деловой активности из нефтяной отрасли России в другие сферы. Описанная картина свидетельствует о неблагополучии не только нефтяной отрасли, но и всей экономики страны, для преодоления которого совершенно недостаточны планируемые государством меры по усилению налогообложения нефтяной отрасли. Как минимум, государству требуется приложить усилия для ненасильственной переориентации ее средств, в первую очередь на ее собственное развитие.
Комментарии