Конфереция

Нефтяные 'гиганты' столкнутся в борьбе за петербургский рынок

Вадим Сомов строит комплекс глубокой переработки нефти, надеясь стать единственным поставщиком светлых нефтепродуктов на региональном рынке. Однако 'Сургут' не предусмотрел размеров экспансии другого ВИНКа - 'ЛУКОЙЛа', масштабы деятельности которого на Северо-Западе грозят увеличиться в несколько раз. Станет ли сегодняшний фаворит петербургской власти закупать топливо на Киришском НПЗ? И как реализует новые объемы 'КИНЕФ'? В 2008 году ООО 'ПО 'Киришинефтеоргсинтез' (торговый знак - КИНЕФ) введет в эксплуатацию комплекс глубокой переработки нефти на базе гидрокрекинга мазута - сообщил Вадим Сомов, вице-президент НК 'Сургутнефтегаз' - генеральный директор 'Киришинефтеоргсинтеза' (НК принадлежит 99,99% акций Киришского ПО). Строительство комплекса ведется строго по графику. В 2003 году на эти цели затрачено 120 млн. долларов. При этом, как отметил господин Сомов, столь крупные вложения (весь комплекс оценивается в 1 млрд. 37 млн. долларов) не влияют на стоимость производимого топлива. В 2004 году на реализацию проекта планируется направить 7,5 млрд. рублей. Мазут превратят в светлые нефтепродукты евростандарта Строительство комплекса входит в инвестиционную программу НК 'Сургутнефтегаз'. При этом компания, ежегодно добывающая 50 млн. тонн нефти, инвестирует в создание новых технологий по переработке черного золота собственные средства, не прибегая к заемным. Инвестиционная программа на Киришском предприятии рассчитана до 2015 года. После завершения строительства первой очереди гидрокрекинга планируется реализовать проект каталического крекинга. Одновременно рассматривается возможность строительства второй очереди комплекса глубокой переработки нефти с широким внедрением процессов нефтехимии. По словам генерального директора ОАО 'Ленгипронефтехим' Александра Фомина, в 2008 году предприятие превратит 5 млн. тонн мазута в высококачественные марки светлых нефтепродуктов - керосин и дизельное топливо. При этом качество продуктов будет соответствовать европейскому уровню, и они войдут в другую ценовую категорию. После окупаемости проекта, который рассчитан примерно на пять лет, рентабельность Киришского предприятия достигнет 30%. Сегодня у переработчиков нефти хорошей рентабельностью считается 7-9%. Транспортная составляющая не определена Сейчас специалисты "Сургутнефтегаза" рассчитывают экономическую эффективность транспортировки нефтепродуктов, которые будут получать на новом комплексе. Рассматриваются варианты создания терминалов в северной и в южной частях Финского залива, в Приморске и в бухте Батарейная. Интересно, что бухта Батарейная рассматривалась НК 'Сургутнефтегаз' для строительства терминала еще в середине 1990-х годах как самая близкая точка от города Кириши в заливе. В 1996 году было разработано ТЭО порта, в котором приняли участие 20 проектных институтов. Стоимость первой очереди, рассчитанной на транспортировку 7,5 млн. тонн нефтепродуктов, оценивалась в 200 млн. долларов. Окупаемость - 5-6 лет. Согласно постановлению правительства от 17 мая 1996 года, НК 'Сургутнефтегаз' предоставлялось право осуществлять финансирование строительства за счет средств, полученных от сверхплановых поставок нефти на экспорт. В том же году состоялась закладка порта. Однако строительство не было продолжено. Сравнительно недавно о строительстве нефтеналивного терминала в Приморске заявляли НК 'Роснефть' и 'Сургутнефтегаз'. В обоих вариантах - и в бухту Батарейная, и для подачи топлива в трубу для перекачки в порту Приморск, потребуется строительство нефтепровода. Их оставалось только двое Экономика России, как подчеркивает гендиректор 'Ленгипронефтехима', построена таким образом, что НК невыгодно вкладывать средства в нефтепереработку. 'Добывающим компаниям сегодня, особенно с учетом высоких мировых цен, выгоднее гнать на экспорт сырую нефть, - говорит Александр Фомин. - Абсолютное большинство нефтедобывающих компаний живет сегодняшним днем, не заботясь о более дальней перспективе. Их позиция примитивная: добыл - реализовал - положил деньги на счет. Программы, направленные на внедрение новых перерабатывающих технологий, как правило, долгосрочные. Сами программы рассчитаны на 4-5 лет и еще столько же времени потребуется на период окупаемости. Так что вкупе надо не менее 9-10 лет, пока вложения начнут приносить дивиденды. К тому же в России нет системы премирования нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов, выпускающих нефтепродукты высокого качества. На Западе таким предприятиям предоставляют налоговые льготы. Там действуют и другие схемы, которые поощряют компании заниматься инновационной деятельностью'. Не случайно сегодня в России строительство комплекса глубокой переработки нефти ведут только две нефтяные компании - 'Сургутнефтегаз' и 'ЛУКОЙЛ'. НК 'ЛУКОЙЛ' приступила к строительству гидрокрекинга на Пермском нефтеперерабатывающем заводе еще в 1995 году. В первоначальных планах ввод планировался в 2000 году. Однако из-за проблемы с финансированием комплекс до сих пор не введен. Действуют только отдельные установки. Кто оставит за собой рынок? Строительство комплекса не случайно. 'Сургутнефтегаз' задался целью насытить региональный рынок собственной продукцией. Сегодня 'КИНЕФ' является основным поставщиком горючего на рынок Санкт-Петербурга и Ленобласти, однако, не единственным. Своими топливом торгуют 'дочки' вертикально-интегрированных нефтяных компаний, среди которых сегодня лидирующую позицию делят 'Славнефть' - компания поставляет топливо для широкой франчайзинговой сети и 'ЛУКОЙЛ', реализующий собственные нефтепродукты как через розницу, так и через опт. Сегодня, когда Сомов заявляет о многомиллионных инвестициях в строительство комплекса, 'ЛУКОЙЛ' принимает меры по расширению своей розничной сети. Если ВИНК в результате исполнения городом своих обязательств по предоставлению 60 земельных участков завоюет рынок, потеснив независимых операторов, то, конечно же, вряд ли 'нефтяной гигант' прибегнет к услугам 'Сургута'. В этом случае завод потеряет рынок сбыта. Нет гарантии того, что в этой ситуации 'КИНЕФ' сможет реализовывать новые объемы светлых нефтепродуктов через экспорт. Непростая ситуация сложится в дальнейшем и вокруг 'трубы'. Балтийская трубопроводная система (БТС), проходящая через Кириши, будет пропускать 18 млн. тонн в год. Причем, нефть по БТС будет течь и 'Сургута' и 'ЛУКОЙЛа', что ограничит возможности Киришского НПЗ. Кроме того, 'ЛУКОЙЛ' имеет сегодня еще один козырь - терминал в Высоцке.
Комментарии