Конфереция

Топливному рынку Петербурга грозит передел

В конце апреля губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и президент НК 'Лукойл' Вагит Алекперов подписали соглашение, по которому город целевым образом предоставляет НК 60 участков земли под строительство АЗС. Емкость топливного рынка Петербурга оценивается в 350 млн. долларов в год. Сейчас в городе действуют 260 АЗС. Их обслуживают 28 мелких, средних и крупных компаний. При этом мелкие компании, владеющие одной-двумя автозаправками, держат до 10% топливного рынка. По оценке президента некоммерческого объединения 'Нефтяной клуб Санкт-Петербурга' Олега Ашихмина, на рынке сложилась здоровая конкуренция, при которой операторы рынка стремятся привлечь клиентов более высоким качеством топлива и сервисом европейского уровня. Последние четыре года в городе нет дефицита автомобильного топлива, а потому рост цен, как и в целом по стране, носит сезонный характер, связанный главным образом с началом и завершением сельскохозяйственных работ. Но если власти начнут давать преференции крупным нефтяным компаниям, то неминуем передел топливного рынка. По информации Аи 92, власть Петербурга пригласила к сотрудничеству также НК 'Славнефть', 'Сибнефть' и 'Татнефть'. Сейчас вертикально интегрированные нефтяные компании поставляют топливо всем нефтетрейдерам, но при наличии собственной крупной сети. Если НК прекратят поставки, мелкие операторы будут вынуждены уйти с рынка. Это чревато тем, что монополисты начнут диктовать цены, и город попадет в зависимость от нескольких компаний. Господин Ашихмин подчеркивает, что подобного прецедента, когда бы власти города давали столь крупные преференции одной компании, в России не было, и приводит положительный, с его точки зрения, пример. 'Мэр Москвы Юрий Лужков, - говорит он, - чтобы уйти от зависимости от вертикально интегрированных нефтяных компаний, усиливает позиции Московской топливной компании, а у нас власть ложится под 'Лукойл'. Мелкие операторы рынка возмущены решением губернатора предоставить 'Лук-ойлу' целевым образом земли под АЗС. По их мнению, это решение противоречит федеральному земельному и антимонопольному законодательству. Законодательство предусматривает предоставление земельных участков победителям торгов. Решение властей Петербурга осудил и Российский топливный союз. Члены Нефтяного клуба написали Валентине Матвиенко. В их обращении, в частности, говорится: 'Действия руководства города необоснованно создают благоприятствующие условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам на рынке розничных продаж автомобильного топлива и ведут к ограничению конкуренции и ущемлению законных прав и интересов остальных участников рынка. Это решение противоречит не только действующему законодательству, но и Вашим собственным инициативам, касающимся проведения торгов, которые неоднократно высказывались Вами лично и правительством Санкт-Петербурга'. Нефтяной клуб направил запросы в прокуратуру города и территориальное управление Федерального агентства по антимонопольной политике. Нефтетрейдерам особенно обидно, так как документацию на многие участки, отведенные для 'Лукойла', готовили члены клуба в надежде, что городское правительство, как было обещано, выставит их на торги. Выходит, что их просто обманули. На подготовку новой документации уйдет как минимум полтора года. В Смольном объясняют, что администрация заинтересована в привлечении в город вертикально интегрированных нефтяных компаний и что участки предоставляются взамен на крупные вложения в экономику города. За 60 участков НК должна перечислить в бюджет города $20 млн. Всего 'Лукойл' планирует вложить в развитие городского топливного рынка более $100 млн. и $20 млн. - в реставрацию особняка Штиглица на Английской набережной. Однако проведенный 28 апреля тендер на предоставление участков земли в Ленинградской области показал, что город продешевил, предоставив 'Лукойлу' землю целевым образом. Участок под строительство АЗС ушел с торгов почти за 800 тысяч долларов. Тендер выиграла Петербургская топливная компания, которая планирует инвестировать в строительство одного автозаправочного комплекса не менее 1 миллиона долларов.
Комментарии