Конфереция

Местных просят подвинуться

На топливно-энергетический рынок пришли серьезные люди федерального уровня Сразу два в чем-то сходных события потрясли петербургский деловой мир. Первое: губернатор Валентина Матвиенко пообещала выделить НК 'ЛУКОЙЛ' 60 участков под строительство АЗС, что сделает эту компанию крупнейшим участником топливного рынка. Второе: рынок продажи тепла (на котором денег не меньше, чем на бензиновом) будет поэтапно передаваться структурам 'Газпрома'. Местный бизнес в шоке, а население просто не знает, как к новшествам относиться. Что касается 'ЛУКОЙЛа', то решение губернатора действительно выглядит неожиданным. Представители городского Нефтяного клуба, в который входит большинство местных операторов рынка, говорят, что для обычной компании процесс согласования нового участка под автозаправку занимает не меньше двух лет.Между тем 'ЛУКОЙЛу' участки передаются даже без торгов, тем самым 'целевым назначением', которое новое правительство города обещало отменить. Обиженные нефтяники правы как минимум в одном: городскому правительству действительно не стоило столь рьяно критиковать 'целевые назначения' - в большом городе без них не обойтись. Но при этом рядовые горожанине, скорее всего, согласятся с аргументами губернатора в пользу данного решения. Средние и мелкие нефтетрейдеры весь прошлый год успешно уклонялись от уплаты акцизов, которые должны идти в Территориальный дорожный фонд. В городском правительстве говорят, что торговцы топливом часто регистрируют свой бизнес в оффшорных зонах, что позволяет им минимизировать налоги и уходить от финансового контроля. Реальной конкуренции между ними нет, и, хотя попытки доказать ценовой сговор не увенчались успехом, у всех автомобилистов в памяти, как согласованно все операторы повышали цены в последний по времени бензиновый кризис. У прошлой администрации очевидным предпочтением пользовалась Петербургская топливная компания, получавшая лучшие места для своих АЗС и без труда выигрывавшая большинство конкурсов на снабжение топливом автобусных парков и бюджетных организаций. Но системообразующей эту фирму считать трудно, в принципе она обычный оператор. 'ЛУКОЙЛ' предложил стратегическое партнерство: гарантированные поставки топлива (у компании все свое - и месторождения, и заводы), честную уплату налогов в казну и акцизов в Дорожный фонд на общую сумму 2,4 миллиарда рублей, кроме того, выделение 100 миллионов долларов на развитие городской инфраструктуры. В общем, как в розничной торговле супермаркеты выигрывают у ларьков, так и на топливном рынке вертикально интегрированные компании не могут не выиграть у мелких операторов. 'Тепловой' проект по заложенным в нем идеям повторяет 'бензиновый'. 'Газпрому' в лице его местной компании 'Петербургрегионгаз' позволяют осуществить давнюю мечту - заняться торговлей теплом, что по деньгам намного привлекательнее, чем торговля сырьем для выработки тепла - самим газом. Сделка для Петербурга и 'Газпрома' обоюдовыгодная. сейчас половина города получает тепло и горячую воду от котельных ГУП 'ТЭК'. Данное предприятие эффективным не назовешь, гарантированное бюджетное финансирование не располагает к борьбе за экономию каждого рубля. Оборудование котельных и теплотрассы 'ТЭКа' все больше ветшают, денег на модернизацию не хватает, долг перед банками превысил миллиард рублей. При сложившейся практике все затраты - и на погашение долгов, и на ремонты - должен нести город. 'Петербургрегионгаз' предлагает более выгодную схему. Город отдает ему старые котельные 'ТЭКа', компания за свой счет их модернизирует или даже полностью заменяет на современные модули, у которых кпд на десятки процентов выше. Первым в очереди на реконструкцию стоит Петроградский район, готовый отдать газовикам полторы сотни своих котельных. Таким образом, город избавляется от старого хозяйства, на ремонт которого 'ТЭКу' постоянно выделялись деньги, жители получают надежное теплоснабжение. Кроме того, городская власть рассчитывает за счет 'Газпрома' провести газификацию пригородов (на это нужно 3,2 миллиарда рублей) и районов перспективной застройки (еще 4,6 миллиарда). Озвученные Смольным проекты потенциально имеют один недостаток - они убивают конкуренцию. Вертикально интегрированная компания, контролирующая весь процесс - от добычи нефти или газа до продажи готового продукта населению, может диктовать цены и условия. Но этот недостаток может и не проявиться, тогда как выгоды от сотрудничества мегаполиса с компаниями мирового уровня подсчитаны заранее.
Комментарии