Конфереция

Перспективный франчайзинг или мягкая экспансия

В условиях нарастающей конкуренции главным направлением сбытовой стратегии большинства вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов) России стало расширение своего присутствия в розничном сегменте рынка нефтепродуктов. Некоторые нефтяные гиганты используют вновь созданные рычаги давления на власть, получая участки в рамках своих договоренностей, другие - с помощью франчайзинга. Этот способ расширения розничных сетей трудно назвать экспансией. Заключив такой договор, компания становится ближе и дружественнее к своим партнерам, как правило, небольшим операторам, чей бизнес не трудно будет в дальнейшем купить. На топливном рынке Петербурга и Ленинградской области в течение четырех лет схему франчайзинга активно применяет компания "Славнефть - Санкт-Петербург". К ней компания пришла постепенно от договоров долгосрочной поставки. Постоянным клиентам понравилось качество обслуживания и, было принято решение формировать отношения на более серьезной основе. На данный момент, "Славнефть" плотно сотрудничает с шестью компаниями (ЗАО "Баррель", ЗАО "Линос", ООО "Класс", ООО "Фрегат"), две из которых (ООО "Русланд" и ООО "СТЭК") еще не "перекрашены" в ее цвета, но в скором времени одна из них начнет работать непосредственно под торговым знаком "Славнефть", по нашей информации, переговоры об этом уже ведутся. Из тридцати восьми заправок по городу и области у "Славнефти" только шесть собственных. По бизнес-плану рост реализации за 2004 год должен составить ориентировочно 8%. Среднемесячный объем реализации составляет 24 тыс. тонн. За 2003 год объем реализации составил ориентировочно 280 тыс. тонн, и из них, основная масса реализована на условиях франчайзинга. Именно он (франчайзинг) дает возможность компании показать себя на рынке в достаточно короткие сроки и без больших финансовых вложений. Казалось бы, это удобно всем. Компания получает гарантированный рынок сбыта и расширяет свое место в сегменте розничных продаж. У партнеров появляется громкий, раскрученный бренд, который привлечет покупателя, высокое качество продукта, стабильный график снабжения и благодаря этому они могут четко планировать свою работу. Выигрывает потребитель, потому что, так же может смело рассчитывать на высокое качество обслуживания и приобретаемого топлива. Государство получает исправного налогоплательщика (особенно если само является его акционером). Однако эта схема хороша в условиях свободной конкуренции, но не в ситуации, к которой обещает прийти город, когда на рынке конкурировать (или сговариваться) будут два - три ВИНКа, а потребители не смогут выбрать свою ценовую категорию. Под удар будут поставлены именно потребители, так как для них в новом свете откроется проблема дефицита топлива, ведь поставки для всех ВИНКов, за исключением "дочки" Сургутнефтегаза - компании "Киришиавтосервис" - осуществляются из центральной России, что не только удорожает стоимость бензина, но и увеличивает риск возникновения экстренных ситуаций, влекущих за собой к перебоям в поставках. Справка "Аи92": Франчайзинг - долгосрочная аренда торговой марки и оборудования, сопровождаемая передачей системы управления бизнесом, обеспечением снабжения и гарантией сбыта, обучением персонала.
Комментарии