Конфереция

Бензиновый пистолет

Мы уже обогнали Америку в ценах на горючее, нам бы теперь зарплату американскую В России опять дорожает бензин. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), за последние две недели средняя цена выросла на 4 процента. То есть данное в начале апреля обещание - "прибавить на каждом литре 40- 50 копеек" уже перевыполнено. Ибо самый ходовой бензин А-92 подорожал уже на 4,7 процента - что в переводе на "сумму прописью" составляет 60 копеек. В итоге за полный бак старого "жигуленка" приходится выкладывать на 24 рубля больше. Владельцы иномарок и вазовских "десяток" пострадали чуть меньше: цена на бензин А-95 выросла лишь на 4,3 процента. А "в среднем" американцев мы обогнали - у них теперь бензин дешевле. Хотя США - крупнейший в мире импортер нефти, а Россия - крупнейший экспортер. Причин подорожания называется немало. Первая - повышение оптовых цен: с середины марта дизельное топливо в московском регионе подорожало на 5 процентов, Аи-80 - на 7,4 процента, Аи-92 - на 7,3 процента и Аи-95 - на 6,3 процента. Но оптовые цены, как известно, поднимают те же самые "вертикально интегрированные" нефтяные компании, которые владеют и большинством АЗС. Еще одна "причина" - с приближением дачного сезона люди стали больше ездить и чаще заправляться: по оценке исполнительного директора МТА Григория Сергиенко - на 15 - 17 процентов. То есть у нефтяных баронов появился новый повод забраться в карман потребителя, и они им немедленно воспользовались. И можно лишь ужаснуться, представив, как будут взвинчены цены на моторное топливо после того, как Госдума внесла изменения в действующий закон "О таможенном тарифе" и в главу Налогового кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых". Это значит, что с 1 января 2005 года базовая ставка налога на добычу нефти будет увеличена с нынешних 347 рублей до 400 рублей за тонну. А максимальная ставка таможенной пошлины при цене нефти Urals выше 25 долларов за баррель составит 29,2 доллара за каждую вывезенную из страны тонну плюс 65 процентов от суммы превышения этого порога (сейчас 40 процентов). Государство рассчитывает получить от этих мер примерно 2- 3 млрд. долларов в год, и у нефтяников, казалось бы, есть повод для обид. Если не учитывать немаловажное обстоятельство: этот дополнительный налог компании заплатят лишь в том случае, если мировые цены на нефть останутся такими же сверхвысокими, как ныне. То есть государство хочет (и имеет на то полное право!) забрать у нефтяных баронов не заработанные деньги, а сверхдоходы. Кстати, первоначально в правительственный законопроект были внесены более жесткие параметры: базовый налог на добычу - 450- 560 рублей за тонну (потом снизили до 400 рублей), максимальная ставка экспортной пошлины - 70 процентов (осталась - 65). То есть часть "шальных" денег нефтяникам разрешили оставить себе. По расчетам Минфина, сверхприбыль ведущих компаний - за счет сверхвысоких цен - составляет примерно 5 млрд. долларов в год, из которых государство намерено изъять чуть больше половины. В надежде, что компании с толком используют "свою долю" - потратятся на развитие, модернизацию и т.д. Техническая отсталость российской нефтепереработки общеизвестна: если из тонны нашей нефти Urals в России получают лишь 150 - 160 литров различных бензинов, то за рубежом - 300- 350 литров. Правда, деньги на модернизацию у нефтяников были и раньше: согласно отчетам рентабельность этого бизнеса в последние годы составляет 24 процента - при средних 14 процентах по всем другим отраслям. Но вот беда: слишком велик аппетит у нефтяных баронов, и каждый, даже незаработанный рубль (доллар), изъятый в пользу казны на зарплату учителям, врачам, содержание армии и т.д., они стараются немедленно "компенсировать" за наш счет. И почему-то называют это "рынком". Да, в рыночных условиях власть не может и не должна приказывать частным компаниям, по какой цене им торговать тем или иным товаром. Но в цивилизованных странах с длинной рыночной историей бизнес не только пользуется этой свободой, но часто сам, вполне добровольно ограничивает собственные аппетиты. Да и антимонопольные органы там просто не дадут раскручивать инфляцию, вредить развитию экономики страны и портить ее репутацию. У нас - увы! - бизнес пока и бюрократы не осознали социальной ответственности перед страной. В итоге - замкнутый круг: сначала растут цены на моторное топливо, потом на транспортные услуги, потом на все остальное. После чего нефтяники вновь говорят: поскольку все очень подорожало, пора и нам переписывать ценники! И при этом абсолютно не задумываются над тем, какую цену с них может когда-нибудь затребовать общество...
Комментарии