Конфереция

Транспортная отрасль готова к электронному управлению

Внедрение электронных систем управления на предприятиях находит все более и более широкое применение в России. Необходимость автоматизации процессов управления постепенно проникает во все отрасли рынка. И сегодня с такой необходимостью столкнулись также предприятия пассажирского транспорта. В России предприятия общественного транспорта только вступили на путь потребления современных информационных технологий: длительным опытом применения электронных систем учета и контроля сегодня могут похвастать лишь немногие. Внедрили АСУ Прошедшая на прошлой неделе научно-практическая конференция 'Проблемы и перспективы развития рынка муниципальной пассажирской техники', организованная Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом совместно с Петербургской топливной компанией, была посвящена именно этой теме. Вопросы электронных систем учета и контроля в пассажирском транспорте съехались обсудить представители транспортных предприятий Екатеринбурга, Краснодара и других регионов России. Единодушно участники конференции отметили размытость вертикали управления транспортными предприятиями, отсутствие достаточного финансирования, износ подвижного состава, отсутствие четкой законодательной базы для транспортного комплекса на федеральном уровне и др. В связи с этим регионам приходится принимать те или иные решения на местах. Большим шагом в этом плане стало осознание необходимости перехода к автоматизированным системам управления, которая связана также с трудностями, возникающими в области учета и контроля финансовых средств, учета технического состояния транспорта, планирования работ по техобслуживанию и ремонту, диспетчерского управления транспортных средств, планирования и учета расхода горюче-смазочных материалов и др. Напомним, что программа развития городского наземного транспорта была принята правительством Петербурга на заседании 6 апреля. Одним из положительных фактов в принятой программе заместитель председателя Комитета по транспорту Олег Матвеев отметил то, что доходы, собранные в результате деятельности предприятий пассажирского транспорта в Петербурге будут направлены на развитие отрасли. В настоящее время внедряются электронные системы обеспечения процессов предприятия в ГУП 'Петербургский метрополитен'. В частности, по словам представителя ГУПа, в феврале был закончен первый этап внедрения программного решения компании SAP - R/3, а к февралю 2005 года будет завершено внедрение mySAP Business Suite, что должно обеспечить интенсивное развитие метрополитена, решить задачи управления предприятием, оперативного принятия решений, оптимизации расходов и пр. Опытом эксплуатации автоматизированных систем управления (АСУ) в сфере планирования, учета, контроля и управления процессом перевозок на горэлектротранспорте поделился начальник САС Екатеринбургского МУП 'ТТУ' Николай Дроздов. Подведомственное ему предприятие вот уже более 6 лет эксплуатирует т.н. Интранет - внутреннюю сеть, объединяющую 5 депо и включающую 250 компьютеров. Программное обеспечение этой сети позволяет вести на предприятии автоматизированное составление расписания, составлять графики технического ремонта подвижного состава, оптимизировать режим работы водителей, кондукторов и т.д. Как сообщил Николай Дроздов в интервью корреспонденту Аи92, эффективная эксплуатация АСУ на предприятии существенно увеличила строку доходов предприятия, в том числе за счет того, что с помощью оптимизации расписания транспорта объем пассажирских перевозок вырос на 5%. Увеличили доходы Возможность сокращения расходов и повышения доходности транспортного предприятия особенно важна для Петербурга на фоне тех требований, которые предъявляются к отрасли в целом: она должна быть максимально доходной, чтобы существовать за счет своей прибыли, а не за счет строки в горбюджете и правительственных дотаций. В связи с этим именно для возможности привлечения дополнительных инвестиций и увеличения прибыльности предприятий город намерен приватизировать ряд ГУПов, в том числе одними из первых будут приватизированы предприятия пассажирского наземного транспорта - ГУП 'Пассажиравтотранс' и ГУП 'Горэлектротранс', на базе которых планируется создать объединенное Пассажирское предприятие наземного транспорта. Напомним, что в конце февраля на заседании правительства была одобрена программа приватизации государственного имущества со 100%-ым участием города в созданных ОАО. В настоящее время, по словам губернатора города Валентины Матвиенко, деятельность большинства ГУПов в городе закрытая, их число растет, а работа не всегда соответствует заявленным объемам: 'Бесконтрольность управления приводит к тому, что искусственно завышаются цены на продукцию ГУПов, и происходит хищение государственного имущества'. Учли топливо Одна из задач, которые решаются с помощью внедрения современных информационных систем на предприятиях наземного транспорта, - это учет топливных ресурсов. Задача учета ГСМ стоит не только перед предприятиями общественного пассажирского транспорта, но и перед автопарками таких ведомств, как ФСО, ФСБ, МВД, ГИБДД, медучреждения и пр. Большинство из перечисленных структур 'по старинке' работает с такой учетной системой, как талоны. Но, как отметил на научной конференции заместитель гендиректора ЗАО 'ПТК' Андрей Михеев, в использовании системы талонов подстерегают две опасности: подделка, от которой уже не спасают всякого рода голографические и водяные знаки, и обращение талонов на вторичном рынке, что приводит к недостаче топлива на предприятии. Одним из наиболее перспективных видов системы учета расходов нефтепродуктов сегодня является использование пластиковых магнитных или смарт-карт. Услуги по расчету на основе безналичных пластиковых карт сегодня оказывает своим клиентам немалая часть операторов топливного рынка Санкт-Петербурга. Наиболее эффективную систему учета топлива по картам сегодня на топливном рынке предлагает Петербургская топливная компания, ведущая расчет на основе смарт-карт, которые отличаются от магнитных карт наличием микропроцессора, а следовательно, оснащены самым высоким уровнем защиты как от подделки, так и от вторичного использования, поскольку все операции со смарт-картами можно проследить. В конце 2002 года в ПТК внедрена программа ГСМ-информ, адаптированная к требованиям Налоговой инспекции по учету нефтепродуктов по факту получения в бак автомобиля. Эта программа позволяет улучшить контроль и учет расходования нефтепродуктов, оперативно получать информацию о расходовании нефтепродуктов удаленными подразделениями, о функционировании розничной сети АЗС и производить корректировку движения транспорта, уменьшить накладные расходы, связанные с получением учетом и возвратом талонов и т.д. Эту программу ПТК использовала в работе с таким клиентом, как ГУП 'Пассажиравтотранс'. ООО "Фаэтон" и ЗАО "ТИК "Балт-Трейд" реализуют литровые карты, которые позволяют, как следствие, получить только одну услугу на автозаправочных станциях компаний - заправку топливом. Денежные карты реализуются в компаниях ОАО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард", ЗАО "Славнефть Санкт-Петербург", ООО "Татнефть-Балтика" и ООО "Несте Санкт-Петербург". И в денежном, и в литровом эквиваленте реализуют свои карты ЗАО "Киришиавтосервис" и ЗАО "СТЭК". Таким образом, уже сегодня близка перспектива перехода транспортных предприятий Петербурга и других регионов России к решению задач в области повышения эффективности транспортной отрасли, оптимизации системы управления на предприятиях и контроля за расходованием финансовых средств с помощью электронных систем учета и контроля.
Комментарии