Конфереция

Пригласительный билет от Валентины Матвиенко

Питерский топливный рынок открывается для крупных нефтяных компаний Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, похоже, решила победить местных бензиновых королей и отдать рынок нефтепродуктов крупным нефтяным компаниям. Они, надо заметить, добиваются экспансии на рынок северной столицы уже давно: например, "Славнефть" и "Сибнефть" более двух лет вели переговоры о покупке местного оператора "Фаэтон", но безо всякого успеха. Теперь же Смольный намерен подписать соглашения о сотрудничестве с "Сибнефтью" и "Татнефтью", а вчера такой документ уже был подписан с ЛУКОЙЛом. При этом город готов выделить вертикально интегрированным нефтяным компаниям около 250 участков под АЗС. Если все они будут построены, то количество автозаправок в Петербурге удвоится, а примерно половину рынка займут крупные компании. Петербург отличается от многих регионов России тем, что на его топливном рынке правят бал местные операторы. В частности, 30% занимает Петербургская топливная компания, 15% -- "Фаэтон", еще около 15% -- другие городские трейдеры. АЗС ЛУКОЙЛа в общем числе питерских заправок составляют 9%, "Славнефти" -- 10%. Оставшаяся доля представлена немногочисленными терминалами разных компаний. Считается, что такая ситуация вызвана огромной криминализацией питерского топливного рынка. Еще четыре года назад появилась первая информация о переговорах "Татнефти" и "Славнефти" с местными трейдерами о покупке сетей АЗС. Однако покорить Петербург им не хватило сил: отчасти из-за того, что городским компаниям покровительствовали как чиновники Смольного, так и "неформальные" сообщества. С приходом нового губернатора позиция питерского правительства поменялась. Валентина Матвиенко начала выдавать федеральным нефтехолдингам "входные билеты" в город. Как говорят в Смольном, сейчас на топливном рынке практически отсутствует "конкурентная среда", из-за чего качество топлива отвратительное, а про финансовую отчетность АЗС нельзя сказать вообще ничего хорошего. Валентина Матвиенко обещает бороться за то, чтобы ни одна компания не занимала более 20% рынка. Самым крупным игроком в Питере, похоже, станет ЛУКОЙЛ: подписанное вчера соглашение предусматривает, что до 2007 года компания утроит количество своих АЗС -- к нынешним 30 прибавится еще 60 станций. Это повлечет за собой увеличение доли ЛУКОЙЛа -- на укрупнившемся рынке она составит около 15%. Благодарный президент компании Вагит Алекперов в ответ обещает пополнить городскую казну в 2004 году на 900 млн, а в 2007-м -- на 2,4 млрд руб. Помимо этого город получит 20 млн долл. на развитие инфраструктуры и еще 1 млн -- на социальные программы. Вице-губернатор Михаил Осеевский и пресс-секретарь губернатора Наталья Кутобаева вчера сообщили журналистам, что уже в мае будет подписано соглашение и с другими крупными компаниями -- "Сибнефтью", а затем и "Татнефтью". От нефтяников Смольный требует соблюдения одного необходимого условия -- платить все акцизы в городской бюджет. По закону акцизы на моторное топливо компании по желанию могут перечислять в бюджеты территорий, где находятся НПЗ, или в казну тех субъектов, где топливо реализуется. В 2003 году город на этом погорел -- вместо запланированных 2,74 млрд руб. бюджетных доходов от акцизного сбора с нефтепродуктов казна получила в три раза меньше -- около 900 млн руб. Г-жа Матвиенко еще в прошлом году объявила, что участки под АЗС получат лишь те, кто будет платить акцизы в городе. Из-за этого "Татнефти" в январе было отказано в одном участке под бензоколонку. Теперь эта компания, похоже, решила исправиться, о чем говорит согласие Смольного заключить с ней соглашение о сотрудничестве. В "Сибнефти" отказались подробно комментировать будущее соглашение, пообещав это сделать после его подписания. Пресс-секретарь компании Алексей Фирсов сказал лишь, что "северо-западный рынок всегда интересовал "Сибнефть", кроме того, бренд компании в Санкт-Петербурге уже присутствует -- заправки "Славнефти" перекрашиваются в тона сибирской компании ("Славнефть" наполовину принадлежит "Сибнефти"). Кстати, показательно, что у г-жи Матвиенко пока нет в планах подписания договора с "Сургутнефтегазом", которому принадлежит нефтеперерабатывающий завод в Киришах Ленинградской области. Судя по всему, губернатор намерена показать, что в первую очередь занимать площадки под АЗС будут далекие от Санкт-Петербурга компании, у которых с г-жой Матвиенко сложились хорошие отношения еще в то время, когда она занимала пост вице-премьера в российском правительстве.
Комментарии