Конфереция

"Одесса - Броды" могут приватизировать

КИЕВ - Группа украинских депутатов предлагает разрешить приватизацию нефтепровода Одесса - Броды, на загрузку которого в реверсном направлении давно претендуют российские нефтяники. Из подготовленного фракцией "Регионы Украины" законопроекта следует, что претендовать на его покупку сможет лишь одна украинская компания - "Транс-Юг". По мнению экспертов, если предложение будет одобрено, у предприятия не будет другого выхода, кроме как согласиться на реверс. Нефтепровод Одесса - Броды протяженностью 674 км и нефтетерминал "Южный" в 40 км от Одессы Украина построила в 2001 г. Система пропускной способностью до 14,5 млн т нефти в год предназначалась для поставок каспийской нефти в страны Центральной и Южной Европы, но труба до сих пор простаивает. В июле 2003 г. ТНК-ВР, "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть" и "Славнефть" гарантировали украинским чиновникам загрузку нефтепровода в объеме 9 млн т ежегодно по обратному направлению (реверсом) из Брод в Одессу для дальнейшего экспорта морем. В начале февраля 2004 г. правительство Украины отвергло эти предложения. Полтора месяца назад Верховная рада Украины приняла в первом чтении поправку депутата-коммуниста Филиппа Буджигана в закон "О концессиях", разрешавшую передачу в концессию и нефтепровода Одесса - Броды. По утверждению тогдашнего министра топлива и энергетики Украины Сергея Ермилова, ТНК-BP, "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС" были приглашены участвовать в концессии. Нефтяники рассчитывали, что получение статуса концессионеров позволит им использовать трубу в реверсном режиме. Однако во втором чтении поправка не прошла. Теперь фракция "Регионы Украины", объединяющая донбасских депутатов, предлагает разрешить приватизацию нефтепровода. Однако соответствующий законопроект, внесенный в понедельник на рассмотрение Верховной рады, предполагает "приватизацию трубопроводной системы Одесса - Броды компанией, которая уже имеет опыт эксплуатации объекта". Как поясняет источник в кабинете министров Украины, единственным предприятием, которое удовлетворяет этому критерию, является компания "Транс-Юг", имеющая опыт хранения нефти на терминале "Южный". Ее учредителем выступает концерн "Энергия", который, по словам источника, принадлежит украинскому вице-премьеру Андрею Клюеву. Клюев отказался подтвердить или опровергнуть эту информацию. По словам лидера "Регионов Украины" Ларисы Богатыревой, приватизация трубы позволит "найти нефть для простаивающего нефтепровода". Чья это должна быть нефть и в каком направлении фракция предлагает транспортировать нефть по трубе, Богатырева пояснить не смогла. Представитель украинского Минтопэнерго говорит, что ведомство против приватизации нефтепровода, хотя "у других членов кабинета может быть иная позиция". Депутатам идея тоже не понравилась. Зампред комитета по промышленной политике Верховной рады Владимир Демехин считает, что "вообще [все] трубопроводы [на Украине] должны быть государственными". Депутат от фракции "Наша Украина" Иван Плющ отмечает, что "владение частными компаниями трубопроводной инфраструктурой не противоречит европейским правилам [на которые ориентируется Украина], но в таком хаосе, как сегодня, отдавать транспортный коридор непонятно кому нельзя". А по мнению члена комитета по ТЭКу от той же фракции Александра Гудыма, 100% -ная приватизация трубы в любом случае "неприемлема". Координатор парламентского большинства Степан Гавриш считает, что "нужно рассуждать о концессии, консорциуме, о том, чтобы привлекать инвесторов, а не продавать его [нефтепровод] определенной региональной группе". Впрочем, по мнению Олега Стрельникова из консалтинговой компании "FKG-Украина", у законопроекта "Регионов Украины" есть шанс, поскольку фракция может договориться с пропрезидентским большинством в Раде. В таком случае, считают эксперты, у российских компаний появится шанс добиться реверсной прокачки нефти. Стрельников отмечает, что "никаких других вариантов заполнения нефтепровода нет", поэтому после приватизации трубы ее владелец будет вынужден запустить в нее реверсом российскую нефть. В пресс-службе кабинета министров Украины подтвердили, что других предложений по прокачке нефти, кроме российских, нет. Впрочем, аналитик компании "Тройка Диалог" Валерий Нестеров отмечает, что "проект [загрузки Одесса - Броды] оказался слишком заполитизированным и на экономическую составляющую украинцы [при принятии решения] обращают не много внимания", в противном случае реверс уже давно был бы одобрен. А по мнению депутата Верховной рады Георгия Крючкова, бывший вице-премьер Украины Виталий Гайдук и Ермилов, которые близки к "Регионам Украины", противодействовали предложению пустить нефтепровод реверсом лишь для того, чтобы подготовить приватизацию трубы. "Сейчас российские компании экспортируют около 40 млн т в год железнодорожным транспортом, что в 2 - 3 раза дороже, чем по трубе, так что реверс Одесса - Броды - это благо для российских компаний, особенно с учетом роста добычи", - говорит представитель "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский.
Комментарии