Конфереция

Нечего взять

Нефтяные компании отдают государству почти все, что могут, считают в ЭЭГ Нефтяные компании платят всего треть налога на прибыль. К таким выводам пришла Экономическая экспертная группа, сопоставив фактические поступления налога с расчетной налоговой базой. Правда, эксперты убеждены, что нефтяники уходят от налога вынужденно, поскольку государство уже изымает у них практически всю возможную ренту. Правительство с этим не спорит, но начиная со следующего года намерено дополнительно взимать с сектора $1,5 - 2,5 млрд ежегодно. Аналитики Экономической экспертной группы (ЭЭГ) проанализировали фискальные платежи нефтяных компаний за 2002 г. в сравнении их с выручкой, затратами на транспортировку, оплату труда и другими издержками. Как выяснилось, вместо расчетных $8,5 налога на прибыль с 1 т нефти корпорации, по данным МНС, в среднем заплатили лишь $2,7. "Компании используют разные схемы для минимизации налогов - например, продают нефть аффилированным структурам по заниженным ценам", - объясняет один из авторов исследования, эксперт ЭЭГ Виктор Субботин. Однако обвинять компании в любви к схемам ЭЭГ не склонна. По мнению экспертов, низкие показатели уплаты налогов свидетельствуют лишь о том, что государство изымает у нефтяного сектора практически всю возможную ренту. "Если правительство хочет изымать больше, то нужно перенести акцент на газ и алюминий", - говорит Субботин. По расчетам ЭЭГ, после уплаты налога на прибыль и вычета всех расходов у компаний остается $38,5 - 43,5 дохода с тонны нефти. После вычета "нормальной прибыли" (ниже которой инвестиции в сектор перестают быть выгодными) и с учетом погрешности максимум, который нефтяники могут дополнительно отдать государству, - это $1 млрд, а в неблагоприятной ситуации и вовсе ничего. Впрочем, при хорошей конъюнктуре бюджет может претендовать и на $6 млрд в год, признает Субботин, - в среднем несобираемая рента с 1 т нефти может варьироваться в пределах от $2,9 до $17,7. Руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что "излишки" доходов в нефтянке, по приблизительным расчетам, составляют не более $4,2 млрд, однако при "хорошем пофакторном анализе" эта сумма "совершенно очевидно уменьшилась бы значительным образом". А эксперты Альфа-банка в своем исследовании отмечают, что, хотя доля налога на прибыль в платежах снизилась по сравнению с 2000 г. почти вдвое, в реальном выражении ставка налога выросла более чем в полтора раза - с $0,94/барр. до $1,44/барр., а суммарные платежи нефтяников в бюджет за три года увеличились примерно в полтора раза. Если в 2000 г., когда нефть Urals стоила $27/барр., компании отдали государству 23,1% от выручки и 43% от прибыли, то в 2003 г., при цене нефти $26,5/барр., заплатят 34,9% выручки и 64,5% прибыли, прогнозирует Альфа-банк. Чиновник Минфина соглашается с тем, что "государство должно оставлять хозяйствующим субъектам достаточно средств для воспроизводства и развития, поэтому изыматься может только та часть прибыли, которая, с точки зрения государства, может быть признана неэффективно используемой". "Неэффективными", говорит он, в правительстве считают "чрезмерные" дивиденды и вложения в непрофильные активы. При этом, по расчетам Минфина, без "заметного" ущерба для нефтяной отрасли при цене нефти $24 за баррель нефтяники могли бы "доплатить" в бюджет до $1,5 млрд, а при цене $27 за баррель - до $2,5 млрд. "Исходя из этого были написаны законопроекты о повышении НДПИ и экспортной пошлины, которые уже внесены в Госдуму", - говорит чиновник.
Комментарии