Конфереция

Цены на бензин пошли вверх

На автозаправочных станциях начали переписывать ценники в сторону увеличения. Владельцы АЗС объясняют это высокими ценами на нефть и снижением предложения в опте. Простые автомобилисты вновь заговорили о ценовом сговоре продавцов. Похоже, вскоре к ним присоединится и Федеральная антимонопольная служба. Весной в России цены на бензин растут каждый год. Вот и теперь первые дни февраля показывают, что автолюбители не обманулись в своих мрачных прогнозах. Практически одновременно - за 1-2 дня - на заправках столицы ценники изменились в сторону повышения в среднем примерно на 30 коп. за литр. При ценах 12-13 руб. это не очень заметно, но, как обещают сами поставщики, еще примерно такое же повышение ждет Москву в обозримом будущем. Как сказал "Финансовым Известиям" вице-президент Московской топливной ассоциации Алексей Небольсин, еще примерно тридцать копеек прибавится к бензиновым ценам в ближайшие дни. Главной причиной роста Алексей Небольсин считает высокие цены на нефть за границей при открывшейся в России навигации. Нефтяным компаниям сейчас намного выгоднее вывозить сырую нефть танкерами за рубеж, чем отправлять ее на российские перерабатывающие заводы. Предложение уменьшается на фоне весеннего роста спроса со стороны автолюбителей и сельского хозяйства, что порождает нехватку топлива на рынке. Кроме того, уменьшение предложения сказывается на работе перерабатывающих заводов. Их руководство спешит воспользоваться моментом и ставит незаполненные мощности на профилактику, уменьшая поставки бензина в "свои" регионы. Так, уже остановлен завод в Ярославле, занимающий до 10% московского рынка, на днях останавливает одну установку завод в Капотне, что лишит Москву еще 5-7% бензина. Стоит Омск - минус 3-4%. И это только крупные поставщики. Конечно, временно "выпадающие" с московского рынка 20% бензина так или иначе будут восполнены, но нервозную ситуацию на рынке одновременные действия нефтяников уже создали. Эта одномоментность заставляет задуматься о возможном сговоре продавцов бензина. Но Алексей Небольсин уверяет, что это невозможно. Во-первых, розничный бизнес полностью зависит от оптовых цен, а они заметно растут. Во-вторых, в Москве около 800 АЗС, и договориться между собой их хозяева просто физически не могут. По его мнению, процесс выглядит так: кто-то не выдерживает роста оптовых цен первым и повышает свои цены на бензин. Остальные, видя, что можно заработать немного больше, подтягиваются до нового уровня. В эту схему даже можно поверить, если бы не скорость, с какой продавцы оценивают ситуацию на рынке, и "мудрость" их действий. Заметим, повышение произошло не на 50-70 коп. сразу, как должно было бы быть исходя из роста оптовых цен, а в два шага - чтобы привлечь меньше внимания и дать возможность водителям привыкнуть к новому уровню. Сомнения в стихийной природе повышения бензиновых цен есть и у наследницы антимонопольного министерства - Федеральной антимонопольной службы. Пресс-секретарь ее руководителя Павел Мельников сообщил "Финансовым Известиям", что ситуация на московском рынке "анализируется". А значит, могут последовать и выводы.
Комментарии