Конфереция

Большой нефти в России осталось на 5 лет

Очередной форум "ТЭК России" в Санкт-Петербурге констатирует проблемы добычи нефти после 2010 года без учета перспектив топливного рынка страны. "Рост объема добычи нефти в России в 2004 году продолжится и достигнет приблизительно 440 млн. тонн, что превышает уровень, предусмотренный энергетической стратегией России до 2020 года. Об этом заявил руководитель департамента топливно-энергетических ресурсов недр и морских работ Министерства природных ресурсов России Ринат Мурзин, выступая 6 апреля на 4-м международном форуме "ТЭК России: региональные аспекты" в Санкт-Петербурге. По словам Р.Мурзина, уровень воспроизводства запасов нефти и газового конденсата продолжает отставать от добычи. Так, в 2001г. прирост запасов составил 375 млн. тонн, в 2002г. - 254 млн. тонн, в 2003г. - по предварительным оценкам - 240 млн. тонн. Планируемая добыча нефти, исходя из анализа проектных документов нефтяных компаний, обеспечена запасами вплоть до 2010г. Однако, начиная с 2010г. разведанных запасов может не хватить для обеспечения запланированного уровня добычи нефти и конденсата, подчеркнул он. Р.Мурзин также отметил, что ситуация по разведанным запасам нефти в настоящее время не слишком благополучна. Свыше 90% ресурсов уже переданы недропользователям, в нераспределенном фонде недр осталось чуть более 8% трудноизвлекаемых запасов нефти. Порядка 2% запасов находятся в настоящее время в стадии геологоразведки. Готовые к разработке, даже средние по запасам, месторождения в государственном резерве отсутствуют. По словам Р.Мурзина, при сочетании благоприятных внутренних и внешних условий и факторов, добыча нефти в России может составить порядка 490 млн. тонн в 2010 г. и возрасти до 520 млн. тонн к 2020г. При этом уровень добычи будет определяться в основном спросом на жидкое топливо и уровнем мировых цен на него, развитостью транспортной инфраструктуры, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы. Основной темой форума стало обсуждение перспектив роста нефтедобычи после 2010г., когда будут выработаны запасы геологоразведки еще советского периода. Так, председатель подкомитета Торгово-Промышленной палаты России Валерий Гарипов заявил: "Стратегии в ТЭК России нет". По его словам, "идет процесс вытаскивания запасов, фактически идет расхищение добычи". Так, в 2002г. нефтяные компании добыли на 70 млн. тонн нефти больше, чем прирастили запасов, в 2003г. этот показатель увеличился до 80 млн. тонн. В.Гарипов особенно отметил негативную практику работы "ЮКОСа" и "Сибнефти", у которых "фонд скважин сокращается, а добыча растет". В то же время В.Гарипов был единственным из докладчиков, кто обратил внимание собравшихся на "забытую" перспективу развития топливного рынка самой России и экспорта нефтепродуктов. Так, задачи по сокращению зависимости России и отечественного ТЭКа от экспорта сырой нефти можно решить только за счет ускоренного рост объемов переработки или экспорта продукции "более глубокого передела". Однако по итогам 2003г. прирост физических объемов добычи и переработки нефти примерно равны (по 13%), то есть доля переработки собственной нефти в России сохраняет свою долю в 30%. По словам В.Гарипова, необходимо подготовить новую Стратегию развития ТЭК России. При этом стратегическое направление на развитие внутреннего рынка потребления нефти в России следует прописать отдельно и увязать с новым топливным балансом страны. Однако получить комментарии по этим очевидным выводам у официальных лиц на данном форуме было невозможно. На форуме, как и в прошлом году, практически не было VIP-персон и, как и год назад, стоило энергетикам преступить к докладам, представители власти покинули заседание. В кулуарах Горного института, где по традиции проходит Форум, специалисты отмечали, что "задачи наращивать внутреннее потребление нефти и нефтепродуктов в России просто не воспринимается всерьез на федеральном уровне, где привыкли получать нефтедоллары, чтобы не беспокоится за исполнение бюджета". О топливном рынке федеральные власти вспоминают только накануне очередной посевной, а потом перед "битвой за урожай", да в период "северного завода". Хотя очевидно, что стимулируя комплексное и ускоренное развития автопрома (необязательного отечественного), а также не мешая развитию автоперевозок в стране, нужно ожидать роста потребления нефтепродуктов, с учетом роста их качества, на отечественном рынке. Этому, в частности, будет способствовать и задачи президента РФ на ускоренный рост благосостояния граждан, многие из которых пока лишь мечтают иметь личный автотранспорт. Последний тезис особенно актуален в период реформирования "убыточных пассажирских перевозок".
Комментарии