Конфереция

Мэрия подыскивает участки под АЗС

Для Московской нефтегазовой компании Московское правительство огорчило столичных бензоторговцев, решив обеспечить принадлежащую ему Московскую нефтегазовую компанию (МНГК) участками под АЗС на три года вперед. На недавнем совещании у столичного мэра Юрия Лужкова решено в 2004 - 2006 гг. выдавать МНГК по нескольку десятков участков в год, а префектуры уже ищут подходящую территорию. Участники рынка назвали эти действия "насильственным переделом рынка". МНК создана правительством Москвы и известным девелопером Шалвой Чигиринским. В 2003 г. она была преобразована в МНГК, где 55% акций получила муниципальная Центральная топливная компания и 45% - контролируемая Чигиринским британская Sibir Energy. МНГК владеет 78 АЗС в столичном регионе. При создании МНК в феврале 1999 г. правительство Москвы пообещало подобрать ей 200 участков под строительство АЗС и передать в ее уставный капитал права аренды. Но хотя это обещание было зафиксировано в соответствующем распоряжении мэра Юрия Лужкова, поиск участков затянулся. По данным источника "Ведомостей" в МНГК, с 1999 г. столичные префектуры смогли предложить компании только 108 шт., из которых 91 участок имел обременения или находился в неудобном месте, а права на остальные 17 участков до сих пор оформляются. Теперь московские власти решили ускорить процесс. 24 марта 2003 г. Лужков провел совещание по вопросу участков для МНГК, с материалами которого удалось ознакомиться "Ведомостям". На совещании МНГК попросила подбирать ей по 40 участков ежегодно в течение 2004 - 2006 гг., а Лужков эту идею в целом поддержал. Неделю спустя первый заместитель мэра Петр Аксенов собрал представителей префектур и, как рассказал "Ведомостям" один из участников совещания, в жесткой форме потребовал от всех округов, за исключением Центрального и Зеленоградского, в течение двух недель подобрать для МНГК по 10 участков (всего - 80). "Мы выполняем задачу, поставленную перед нами правительством Москвы", - пояснил "Ведомостям" замначальника управления транспорта и связи мэрии Валерий Антифеев. По его словам, найти столько участков будет нелегко, так как свободной земли в городе почти не осталось. "Если префектуры подберут 80 участков, то пригодными для строительства в лучшем случае окажутся 20 - 30, а для рынка такое количество ничего не значит", - говорит чиновник. Участники московского бензинового рынка считают, что столичные власти пытаются решить проблемы МНГК в ущерб интересам остальных игроков. "Ни одна компания не ведет себя так агрессивно, как МНГК. Они просто пользуются своей близостью к правительству Москвы. Здесь пахнет насильственным переделом рынка", - заявил "Ведомостям" представитель Московской топливной ассоциации (МТА, объединяет большинство московских сетей АЗС). По оценке ассоциации, учитывая рост автопарка, город обеспечен заправками до 2010 г. включительно, сейчас же каждая из них работает лишь на 30 - 40% своей мощности. С ним согласен гендиректор сети АЗС "Ассоциация Гранд" (61 АЗС) Евгений Аркуша. По его словам, при том количестве АЗС в сложившихся районах, которое есть сейчас, с вводом каждой новой станции на уже существующих реализация падает, но издержки остаются прежними. Поэтому операторы, чтобы иметь прибыль, должны поднимать цены. "Это серьезный фактор удорожания топлива в Москве", - говорит Аркуша. Недовольство ситуацией с МНГК высказывают и другие бензоторговцы, однако большинство опрошенных "Ведомостями" компаний не захотели открыто критиковать мэрию. В ТНК, "Славнефти", "ЛУКОЙЛе", а также в нескольких более мелких сетях АЗС отказались от официальных комментариев. Собеседник "Ведомостей" из МТА отмечает, что действия МНГК и мэрии противоречат постановлению правительства Москвы от 2003 г., по которому участки под АЗС можно выделять только на конкурсной основе. Но юрист из компании "Объединенные консультанты ФДП" Александр Костин считает позицию мэрии юридически безупречной, ведь мэрия вправе вносить принадлежащую ей собственность в уставный капитал городских предприятий. Пресс-секретарь МНГК Николай Фролов добавляет, что мэрия выполняет собственное распоряжение, и считает, что компании необходимо расширение сети АЗС, так как она обеспечивает топливную безопасность города. "У нас заправляются весь коммунальный и пассажирский транспорт, все экстренные службы, другие бюджетные организации, и мы стараемся удерживать для них низкие цены, стабилизируя рынок", - напоминает он. А сотрудник крупной нефтяной компании, работающей на московском рынке, считает, что усилия мэрии не помогут МНГК. "У них [МНГК] нет осмысленной стратегии развития, нет собственных ресурсов. Они делают лишь косметическое обновление своих АЗС, и если по-хорошему, то половину из них следовало бы отправить под бульдозер", - уверен собеседник "Ведомостей".
Комментарии