Они выдвинули представителей в совет директоров компании
Иностранные инвесторы впервые выдвинули своих кандидатов в совет директоров "Татнефти". В компании сомневаются, что они войдут в совет в 2004 г., но обещают, что через год независимые директора у "Татнефти" все же появятся. К этому нефтяников вынуждают новые правила американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC).
"Татнефть" - шестая по величине вертикально-интегрированная нефтяная компания в России. В 2003 г. она добыла 24,67 млн т нефти. Чистая прибыль "Татнефти" по РСБУ в 2003 г. составила 11,4 млрд руб. (на 81% больше, чем в 2002 г.). На выплату дивидендов по итогам 2003 г. планируется направить более 800 млн руб. Более 30% акций "Татнефти" принадлежат "Связьинвестнефтехиму" (компания, на 100% принадлежащая правительству Республики Татарстан), около 8% - трудовому коллективу, более 6% - группе компаний "ТАИФ".
В пятницу совет директоров "Татнефти" утвердил список кандидатов в совет директоров, из которых акционеры на годовом собрании 25 июня выберут новый состав совета. На 15 мест претендуют 17 кандидатов. Впервые в совет директоров "Татнефти" стремятся попасть представители двух европейских банков - среди кандидатов два номинанта от Societe Generale и Credit Swiss First Boston (CSFB). Остальные претенденты уже работают в совете. Это премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, семь топ-менеджеров компании, четыре чиновника от "Связьинвестнефтехима", а также председатель совета директоров банка "Девон-кредит" Ринат Галеев, генеральный директор "ТАИФ" Альберт Шигабутдинов и предправления банка "Зенит" Алексей Соколов.
Информацию о кандидатах от Societe Generale и CSFB в "Татнефти" не раскрывают. Комментариев от банков тоже получить не удалось. Топ-менеджер нефтяной компании уточнил только, что двух иностранцев в совет выдвинули банки, у которых к 1 февраля (последний день приема заявок) было не менее 2% акций "Татнефти". Другой представитель компании предположил, что присутствие независимых директоров в совете положительно скажется на имидже "Татнефти". А вот осведомленный чиновник татарского правительства считает, что с независимыми директорами в совете можно не спешить. "В этом году они, видимо, не пройдут, так как банкам вряд ли хватит собственных акций, - рассуждает чиновник. - А вот через год основные акционеры скорее всего помогут миноритариям попасть в совет".
По мнению аналитика "НИКойла" Льва Сныкова, правительству Татарстана и менеджменту компании невыгодно привлекать к работе в совете независимых директоров. "Татнефть" не стремится к открытости", - полагает Сныков. Впрочем, он добавляет, что компании придется стать более дружелюбной к своим миноритариям. ADR "Татнефти" котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. А в конце 2003 г. SEC ужесточила требования к корпоративному управлению в компаниях, входящих в листинг NYSE и NASDAQ Stock Market. Они направлены на обеспечение независимости членов совета директоров и должны быть внедрены к 31 июля 2005 г. (для иностранных компаний).
По новым правилам большинство в совете директоров должны составлять независимые директора, не работавшие в компании предыдущие три года и не получающие от компании какую-либо плату (за исключением вознаграждения как члена совета директоров). Для неамериканских компаний эти требования носят рекомендательный характер. Они могут "следовать национальной практике", но должны представить "описание значительных расхождений между собственными нормами корпоративного управления и нормами американских компаний, соответствующими стандартам листинга" на NYSE.
А директор Prosperity Capital Management Иван Мазалов предполагает, что инициировать выдвижение независимых кандидатов в совет мог менеджмент "Татнефти" - чтобы повысить капитализацию компании.