Чехия и Словакия хотели бы стать транзитной территорией для каспийской нефти. Но особого оптимизма по этому поводу не испытывают
Как сообщил "Известиям" пресс-секретарь чешского нефтехимического холдинга "Унипетрол" Томаш Зикмунд, до конца апреля нефтеперерабатывающий завод в Кралупах рассчитывает получить пробную партию условно "легкой" нефти с Украины. Вступила в действие новая часть плана использования нефтепровода Одесса-Броды - объединение с нефтепроводом "Дружба" и транзит каспийской нефти до Чехии, а оттуда - в Германию и далее.
25 февраля в Лондоне Украина, Словакия и Чехия достигли договоренности отработать унифицированный тариф по нефтепроводным системам. Инициатором трехстороннего меморандума, как сообщило агентство ЛИГАБизнесинформ, стало Министерство топлива и энергетики Украины. Предполагается участие этих трех государств в создании Евразийского нефтетранспортного коридора. Нефтеперерабатывающий завод в Кралупах, как предполагается, будет получать сначала до 500-600 тыс. тонн в год с возможным выходом на 80 тыс. тонн в день. На той же встрече в Лондоне была создана рабочая группа, которая изучает возможности прокачки каспийской нефти по нефтепроводу "Дружба".
Активное участие в переговорах принимали американские компании Conoco-Phillips и Chevron Texaco, чешскую сторону представляла компания Mero, а со словацкой - компания Transpetrol, в которой 49% акций владеет "ЮКОС". Transpetrol не высказал особого рвения в поддержке проекта транзита каспийской нефти. Однако контрольный пакет Transpetrol остался в госсобственности, поэтому все участники переговоров убеждены, что эта проблема будет решена.
Нефтекомбинат в Кралупах был выбран неслучайно. К нему подходит нефтепровод IKL, который идет из баварского города Ингольштадт. Он был построен в 1996 году для того, чтобы снизить зависимость Чехии от поставок нефти из России. Кроме того, необходимо было делать техническую модернизацию завода за счет средств инвесторов, а это было возможно только при условии, что завод будет иметь альтернативных России поставщиков нефти.
Кралупы не могут перерабатывать российскую экспортную смесь, но пока неизвестно, насколько технологически успешной будет переработка каспийской нефти. Если этот эксперимент окажется успешным, то одна из технических проблем на пути реализации евразийского нефтяного пути будет снята. Каспийская нефть, как планируется, пойдет в обход России, транзитные государства получат колоссальные доходы, а нефтяные компании - сверхприбыли. Развитию этой схемы способствуют и США, и Евросоюз.
План грандиозный, простой, четкий и ясный, однако препятствий на пути реализации этого плана больше чем достаточно.
Во-первых, пока непонятно, какой нефтью будет простаивающий уже почти два года нефтепровод Одесса-Броды заполнен. На прошлой неделе Азербайджан заявил, что не будет участвовать в проекте на украинских условиях. Киев предложил Баку заполнить нефтепровод 500 тыс. тонн нефти, расчет за которую будет произведен через два года. Один из руководителей Государственной нефтяной компании Азербайджана Эльшад Насиров возразил: "Украинская сторона настаивает на политическом подходе к использованию трубопровода, что нас не устраивает" - и предложил заинтересованным в азербайджанской нефти сторонам закупать ее, к примеру, в Новороссийске.
После недавнего визита вице-премьера Украины Андрея Клюева в Астану было объявлено, что уже в апреле будет подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве в области поставок казахстанской нефти в Европу через территорию Украины. Предполагается, что казахстанская сторона предоставит Украине возможность ежегодно приобретать около 2 млн тонн нефти для дальнейшей транспортировки по нефтепроводу Одесса-Броды. Но его пропускная способность превышает 10 млн. Гарантий на оставшиеся как минимум 8 млн тонн нет.
Следующий принципиальный вопрос - доставка до нефтеперерабатывающих предприятий Европы. Проект достройки нефтепровода до польского Плоцка пока остается проектом. Оставшиеся два варианта - железной дорогой либо по уже упомянутой "Дружбе". Но "Дружба" переправляла только российскую нефть, поэтому трудно предсказать, возможно ли технологически предупредить смешивание различных видов нефти.
Руководитель компании Mero, которой принадлежит нефтепровод IKL, Вацлав Франц утверждает, что этот путь каспийской нефти - дело отдаленного будущего, следующего десятилетия. Во-первых, IKL был сконструирован таким образом, что не может без дополнительных значительных вложений и реконструкции работать в реверсном режиме. Разрешение на деятельность нефтепровода было получено от баварских властей только в направлении Германия-Чехия. Кстати, в том числе и для того, чтобы предупредить возникновение возможных конкурентов уже действующим на территории Баварии трубопроводам.
Во-вторых, работы по изменению направления IKL, а также доработка "Дружбы" потребуют вложений порядка 300 млн евро. При этом пока трудно точно назвать срок окончания этих работ. Вложения неизбежно должны будут отразиться в тарифах на транзит. С учетом того, что работы необходимо проводить как в Чехии, так и в Словакии, нельзя исключить того, что цена "транзитной" каспийской нефти будет выше цены нефти, которая поступит в ту же Германию морем.
Кроме того, такое направление каспийской нефти из нефтепровода Одесса-Броды конкурирует с согласованным объединением нефтепроводов "Дружба" и "Адрия". После того, как в хорватский порт Омишаль пойдет российская нефть, для каспийской просто не останется места. Не стоит забывать также и о том, что "ЮКОС" собирается строить 60-километровую ветку от словацкой части "Дружбы" в Австрию, на нефтеперерабатывающий завод в Швехате. Мощности "Дружбы" де-факто окажутся исчерпанными.
Поэтому несмотря на всю заманчивость плана евразийского нефтяного коридора и объединения трубопроводов Одесса-Броды и "Дружба" чешское правительство достаточно скептически относится к перспективам его реализации. "Это как с торговой, так и с политической точки зрения тяжелое решение", - сказал пресс-секретарь чешского Министерства промышленности и торговли Иво Мравинац в разговоре с журналом "Тыден".
Очевидно, окончательное решение по поводу дальнейшего развития проекта "Одесса-Броды" может быть принято только в результате многосторонних консультаций с участием Азербайджана, Казахстана, России, Украины, Польши и Евросоюза. Такие проекты могут быть реализованы только по итогам многосторонних переговоров с учетом мнений и позиций всех заинтересованных сторон.