Находчивая "Роснефть"

Ее "дочка" сможет экспортировать 100% добытой нефти Уже в этом году "Северная нефть" станет первым российским добывающим предприятием, экспортирующим 100% своей нефти. Это станет возможным благодаря новой схеме транспортировки нефти через Баренцево море, которую сегодня запускает материнская компания "Северной нефти" - "Роснефть". "Северная нефть", 100% которой принадлежат "Роснефти", владеет лицензиями на разработку 15 нефтяных месторождений в Республике Коми и Ненецком автономном округе. Общий объем ее извлекаемых запасов - более 120 млн т нефти. В 2003 г. компания добыла 2,3 млн т нефти, из них 960 000 т было отправлено на экспорт. В 2004 г. она намерена добыть 3,5 млн т нефти, а в течение нескольких лет - увеличить добычу до 7 млн т. Поставки российской нефти на мировые рынки ограничены мощностями трубопроводной монополии - "Транснефти". В среднем российские компании экспортируют по трубе 35 - 40% своей нефти (в прошлом году - около 150 млн т). Кроме того, часть нефти вывозится за рубеж железнодорожным и речным транспортом (5,3 млн т в 2003 г.). До сих пор единственной компанией, экспортировавшей 100% добываемой в России нефти, был международный консорциум "Сахалин-2". Его месторождения находятся на сахалинском шельфе и никак не привязаны к инфраструктуре "Транснефти". Однако участниками этого проекта являются только иностранные компании, так что назвать российским этот проект можно лишь условно. Теперь же "Северная нефть" станет первым российским предприятием, которое сможет экспортировать 100% своей нефти. Как рассказали "Ведомостям" в пресс-службе "Роснефти", это станет возможным благодаря запускаемой сегодня новой схеме экспорта нефти через Баренцево море. По словам представителя компании Дмитрия Пантелеева, в этой схеме будет использовано плавучее нефтехранилище - танкер-накопитель "Белокаменка" грузоподъемностью 360 000 т. Нефть будет загружаться на малые танкеры в порту Архангельска, поставляться на нефтехранилище, а затем перегружаться на танкеры грузоподъемностью до 200 000 т. Они по замыслу "Роснефти" будут доставлять российское топливо в порты Европы и Америки. По расчетам компании, реализация проекта позволит увеличить экспортный потенциал России минимум на 8 - 10 млн т нефти в год. Дмитрий Пантелеев говорит, что в будущем "Северная нефть" будет поставлять на экспорт 65 - 70% нефти через Баренцево море, а 30 - 35% по-прежнему будет транспортироваться по трубе. Но компания сможет начать использовать новую схему только летом 2004 г., когда будет введен в строй нефтеналивной железнодорожный комплекс на станции Приводино Архангельской области. "Там нефть из системы "Транснефти" будет переливаться в цистерны и отправляться на Архангельскую нефтебазу, откуда челноки будут грузить ее на танкер", - поясняет Пантелеев. В перспективе же "Роснефть" намерена использовать новую схему для экспорта нефти с Приразломного месторождения, которое она разрабатывает вместе с "Газпромом", и Ванкорского проекта в Красноярском крае. "С Приразломного будет экспортироваться вся нефть, рассматривается и вариант 100% -ного экспорта нефти, добытой на Ванкоре", - говорит Пантелеев. Пока же танкером-накопителем "Роснефти" будут пользоваться другие компании. "ЛУКОЙЛ" уже успел заключить с "Роснефтью" соответствующий договор и перегрузил в танкер около 100 000 т нефти, которые в конце марта будут отправлены на экспорт. По словам Пантелеева, интерес к новому маршруту проявили также другие нефтяные компании. Впрочем, представители "ЛУКОЙЛа", "ЮКОСа" и "Сибнефти" вчера воздержались от комментариев. Из других российских нефтедобывающих предприятий к 100% -ному экспорту близка "дочка" "ЛУКОЙЛа" - "Калининградморнефть". По данным Минэнерго, в 2003 г. она вывезла за рубеж 620 400 т, или около 98% от добычи, в том числе 560 500 т морем и 59 900 т по железной дороге в Польшу. Этим летом даст первую нефть месторождение Д-6 на балтийском шельфе. Ежегодная добыча там составит 600 000 т, и всю эту нефть также планируется экспортировать. А аналитики считают, что другим российским компаниям в ближайшее время вряд ли удастся выйти на 100% -ный экспорт. "В ситуации, когда российские власти настаивают на большем контроле над экспортом российской нефти, неудивительно, что первой российской компанией со 100% -ным экспортным режимом становится "дочка" государственной "Роснефти", - говорит Тимербулат Каримов из "Атона". - Этот подвиг вряд ли удастся повторить другим компаниям". Лев Сныков из "НИКойла" отмечает выгодное географическое положение "Северной нефти".
Комментарии
Конфереция