Конфереция

Нефть ищет пути на восток

Проект трубопровода Ангарск-Дацин превращается в трубу Тайшет-Находка Японии удалось добиться решения Москвы о маршруте восточного нефтепровода. Вчера представитель японского правительства, близкий к переговорам, сообщил агентству Рейтер, что "конечный пункт установлен. Нефтепровод будет точно идти в Находку и будет иметь ответвление на Дацин". В ходе рассмотрения проекта в различных инстанциях был изменен и пункт отправления российской нефти - теперь трубу предполагается строить не из Ангарска, а из Тайшета, что на 500 км севернее. В Японии утверждают, что соглашение о строительстве нефтепровода будет подписано после окончания поствыборного периода в России, правда, конкретные сроки не уточняются. Тем временем нефтяная компания ЮКОС, не дожидаясь строительства трубы на восток, увеличивает поставки нефти в Китай по железной дороге. Напомним, что ранее Япония и Китай лоббировали в России два разных проекта - Ангарск-Находка и Ангарск-Дацин. Второй нефтепровод был бы в два раза короче и дешевле, к тому же нефтяная компания ЮКОС давала гарантии его заполнения, однако в Токио российскому правительству было предложено не только 5 млрд. долл. на строительство нефтепровода, но и 2 млрд. долл. на развитие месторождений Восточной Сибири. В проект Ангарск-Находка было включено даже строительство ответвления на Дацин. Однако Министерство природы не утвердило ни один проект. Сообщалось, что обе трубы были бы расположены слишком близко к Байкалу, а южный нефтепровод и вовсе прошел бы по территории Тункинского заповедника. Впрочем, по данным "НГ", статус заповедника этой зоне присвоен не совсем законно, поскольку получается, что территория Тункинского административного района полностью состоит из заповедника, а этого по закону быть не должно. Однако после решения МПР южный вариант вообще перестали рассматривать и стали дорабатывать северный. Очевидно, результатом этих решений и стало перенесение отправного пункта российской нефти из Ангарска в Тайшет. Предполагается, что нефтепровод будет заполняться за счет еще не до конца разведанных и пока не развитых месторождений Восточной Сибири, поэтому аналитики не ожидают, что первая нефть потечет по трубе раньше 2010 года. "Экономически обоснованным является строительство нефтепровода пропускной способностью не менее 50 миллионов тонн, - сказала корреспонденту "НГ" аналитик ИК "ФИНАМ" Марина Лукашова. - А в южной части Восточной Сибири значительных доказанных запасов нефти практически нет. Запасы Талакана очень малы, а в Юрубчено-Тахомской зоне, где их значительно больше, огромные деньги и время нужно тратить на доразведку и развитие инфраструктуры". А заполнять нефтепровод за счет уже действующих месторождений Западной Сибири нет смысла. "Это очень дорого, - считает аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. - И без того длина нефтепровода составляет около 4 тыс. км, и если добавить еще пару тысяч, будет совсем неэффективно". Пока российские власти решают, где и на какие средства строить нефтепровод, китайский нефтяной рынок захватывают ближневосточные поставщики. В этих условиях ЮКОСу приходится утверждаться на китайском рынке даже в отсутствие нефтепровода, за счет железнодорожных поставок. В прошлом году компания отгрузила в Китай 3 млн. тонн нефти, в этом и следующем годах поставки будут увеличиваться, а на этой неделе будет подписан семилетний контракт на поставку 15 млн. тонн нефти в год. По словам директора представительства НК ЮКОС в Китае Сергея Присяжнюка, нарастить объемы поставок могла бы модернизация железной дороги, по которой приходится перевозить нефть. Сейчас транспортировка одного барреля черного золота от Ангарска до Забайкальска стоит около 7 долл., что более чем в три раза дороже аналогичных поставок по нефтепроводам. "Возможно, в ближайшее время ЮКОС проведет переговоры с Геннадием Фадеевым, - сообщили корреспонденту "НГ" в пресс-службе ОАО "РЖД". - Пока можно лишь говорить о готовности РЖД транспортировать нефть в Китай и модернизировать дорогу. И если ЮКОС выразил свое пожелание в этом участвовать - почему бы и нет". Как бы то ни было, ЮКОС не действует себе в убыток - аналитики считают, что поставки по железной дороге рентабельны даже при цене на нефть в 9 долл. за баррель. Поэтому при нынешнем колебании цен около 30 долл. за баррель продажа нефти в Китай представляется крайне выгодной.
Комментарии