Конфереция

Все в Баку - Джейхан

Российским нефтяникам предложили новый маршрут Азербайджан отказался заключить с Россией новое соглашение о транспортировке нефти по трубопроводу Баку - Новороссийск. Более того, местная госкомпания ГНКАР рассчитывает на то, что в будущем российская нефть потечет на экспорт по нефтепроводу Баку - Джейхан. В российской трубопроводной монополии "Транснефть" считают, что это вряд ли возможно. До недавнего времени азербайджанская нефть транспортировалась по трубопроводу Баку - Новороссийск мощностью 12 млн т в рамках семилетнего межправительственного соглашения, подписанного в ноябре 1996 г. сроком на семь лет. Ежегодно по этому маршруту должно было прокачиваться 2,5 млн т нефти по тарифу $15,67 за тонну, однако реальные объемы обычно были меньше. Дело в том, что Азербайджан считает этот тариф завышенным. Но российская транспортная монополия "Транснефть" обещает снизить расценки, только если партнер удвоит объем прокачиваемой нефти, а также настаивает на заключении долгосрочного контракта на транспортировку. В ноябре 2003 г. Россия направила Азербайджану проект нового соглашения о транзите нефти по маршруту Баку - Новороссийск сроком на 15 лет. Однако вчера Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) объявила, что ответила отказом на это предложение. Более того, в компании предполагают, что в дальнейшем российская нефть может потечь в обратном направлении - из Новороссийска в Баку, чтобы потом транспортироваться на мировые рынки по строящемуся трубопроводу Баку - Джейхан. "По крайней мере, в зимнее время при напряженной ситуации на Черном море, в проливе Босфор, определенные объемы нефти посредством трубопровода Новороссийск - Баку могут закачиваться в трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан и транспортироваться на мировые рынки", - цитирует представителя ГНКАР агентство "Интерфакс". По его словам, технических проблем в реверсе нет, так как трубопровод изначально строился в расчете на поставки нефти на бакинские заводы. Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан протяженностью 1767 км позволит доставлять 50 млн т каспийской нефти ежегодно до турецкого порта Джейхан на Средиземном море. Его строительство планируется завершить в конце 2004 г. Стоимость проекта $3,6 млрд. Его участники: BP (30,1%), ГНКАР (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Eni (5%), Itochu (3,4%), ConocoPhillips (2,5%), Inpex (2,5%), TotalFinaElf (5%) и Amerada Hess (2,36%). Впрочем, представитель ГНКАР признает, что переговоры с российскими нефтяниками о возможности транспортировки нефти по Баку - Джейхан пока не велись. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев вчера отказался комментировать идею ГНКАР, сославшись на то, что официальных предложений его компании не поступало. Отказались от комментариев и в бакинском офисе BP. Но источник, близкий к "Транснефти", рассказывает, что идея прокачки российской нефти через Баку - Джейхан регулярно поднимается азербайджанской стороной. Он полагает, что без российской нефти новый трубопровод загрузить невозможно. "Но Россия не согласилась войти в этот проект несколько лет назад, не войдет и сейчас", - уверен собеседник "Ведомостей". Директор по развитию бизнеса Argus Михаил Перфилов напоминает, что для сторонних нефтяных компаний тарифы на прокачку нефти будут более высокими, чем для участников консорциума "Баку - Джейхан". Кроме того, отмечает эксперт, "без положительного политического решения экспорт российской нефти через чужой трубопровод вряд ли возможен". Поэтому, говорит Перфилов, "Транснефть" склоняется к строительству собственного трубопровода, в обход проливов Босфор и Дарданеллы. О возможности строительства такого трубопровода протяженностью 193 км и стоимостью около $900 млн совсем недавно говорил президент "Транснефти" Семен Вайншток. И вчера Сергей Григорьев подтвердил, что этот проект для монополии более предпочтителен. А нефтяники пока не готовы выставлять оценки разным вариантам экспорта добываемой нефти. "Решение о маршрутах транспортировки нефти принимается исходя из их экономической целесообразности. Пока никто не делал расчетов, насколько выгодно качать нефть через Баку - Джейхан", - сказал "Ведомостям" сотрудник ТНК-BP.
Комментарии