Конфереция

России выгодна блокада Аджарии

каспийская нефть пойдет через нее Начиная блокаду Аджарии, новое руководство Грузии не просчитало экономические последствия своего решения. Между тем закрытие порта в Батуми может обернуться для республики серьезными финансовыми потерями: шедшая через него нефть будет отправляться теперь через Россию. А только за транзит каспийской нефти Грузия получала 60 млн. долларов в год. Также под угрозой окажется и строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, и в этом случае инвесторам придется вспомнить о российском маршруте, отвергнутом несколько лет назад из-за войны в Чечне. Батумский терминал является главным конвейером Грузии по перевалке транзитной нефти, добываемой на Каспии. Каспийская нефть поставляется сюда по железной дороге. Вчера несколько составов с сырьем из Азербайджана так и не прибыли в пункт назначения из-за экономического бойкота, объявленного Грузией мятежной республике. Экспорт страны лег дополнительной нагрузкой на грузинский порт в Поти. Эксперты сомневаются, что Грузия за счет этого черноморского терминала сможет выполнить все свои экспортные обязательства. Как пояснил Газете аналитик Petroleum Argus Михаил Перфилов, инфраструктура порта в Поти не приспособлена для перевалки нефти - только для светлых нефтепродуктов, да и то в незначительных объемах. Между тем, по данным Petroleum Argus, в прошлом году через Батуми было экспортировано 5,6 млн. тонн нефти и 3,2 млн. тонн нефтепродуктов. Транспортные услуги от перевалки через Батуми приносят в казну Грузии около 60 млн. долларов в год. Стоит упомянуть еще один транспортный канал, которого может лишиться Тбилиси, налагая экономические санкции на Аджарию. Через батумский сухогрузный терминал в Грузию поступают трубы, предназначенные для строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Эта продукция приходит из Японии и Малайзии. Закрытие данного коридора может привести к временной остановке строительства грузинского участка БТД. В этом случае внутренние проблемы Тбилиси и Батуми выльются в международный конфликт, куда будут вовлечены европейские и азиатские страны, а также США. Нефтепровод БТД должен пройти по территории трех государств -- Азербайджана, Грузии и Турции. На Грузию приходится 250 километров. Общая стоимость этого проекта 3,6 млрд. долларов. Источников финансирования будет несколько: ЕБРР, МФК, а также экспортно-кредитные агентства и банки США, Великобритании, Японии, Германии, Италии и Франции. Часть инвестиций вложат акционеры проекта - британская BP, норвежская Statoil, французская Total и американская ConocoPhillips. БТД должен связать азербайджанские нефтяные месторождения Азери, Чыраг и Гюнешли, расположенные на шельфе Каспия, с турецким нефтяным терминалом в городе Джейхан. Планируется, что первая экспортная нефть по этому маршруту будет пущена в будущем году. Его предельная мощность должна составить около 50 млн. тонн нефти в год. По нынешним ценам такой объем сырья стоит порядка 10,5 млрд. долларов. Между тем России такое развитие событий будет на руку. Несколько лет назад, когда еще только обсуждались варианты экспорта каспийской нефти, Москва предлагала свой транспортный маршрут. Он должен был пройти по территории Дагестана и Чечни до новороссийского порта на Черном море. В итоге каспийские добытчики остановились на БТД. Но угроза срыва "грузинских" планов участников проекта может заставить их вспомнить о российском варианте трубопровода и переориентировать часть каспийской нефти на терминалы в портах России.
Комментарии