Конфереция

Китай получит российскую нефть по железной дороге

В долгом споре нефтяников о маршруте нефтепровода из Восточной Сибири фактически победил железнодорожник. Запросив разрешения у президента России, глава ОАО "Российские железные дороги" начал проработку проекта крупных поставок нефти в Китай по железной дороге. Тема нефтепровода из Восточной Сибири в Азию отнюдь не закрыта, как то могло бы показаться в последние месяцы. Пока нефтяники разбирались с чиновниками, а чиновники присматривали себе новые кресла, железнодорожник переиграл всех. Проводы трубопровода До середины прошлого года фактически существовали два проекта строительства нефтепроводов в Азию с месторождений Восточной Сибири. Один вариант, "южный", разрабатывал "ЮКОС", второй, "северный" - "Транснефть". Трубопровод "ЮКОСа" в плане не соприкасался с территорией Байкала, но проходил через Тункинский национальный парк. Максимальная мощность трубопровода - 30 млн т нефти в год. По проекту "Транснефти" труба на протяжении более чем 1 тыс. км должна была идти от Ангарска вдоль Байкала, дальше - вдоль БАМа, а затем - по границе с Китаем до Находки. Преимущество проекта - широкий рынок сбыта: Япония, США, Китай, другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но этот проект рентабелен только в случае прокачки по нему ежегодно не менее 50 млн тонн нефти. Оба эти проекта были отправлены на доработку, причем сейчас практически никто из заинтересованных лиц даже приблизительно не может назвать сроки, когда ситуация с трубопроводами может быть разрешена. Уже в начале нынешнего года президент "Транснефти" Семен Вайншток заявил, что его компания начала разработку новой трассы нефтепровода в Китай, причем не из Ангарска, как предполагалось ранее, а из Тайшета. Базовые характеристики нового маршрута руководство "Транснефти" уже обнародовало: проект рассчитан на перевалку 80 млн тонн нефти в год, предполагается, что труба пройдет в 60 километрах от китайской границы - так что сохраняется возможность построить ответвление и на Китай. Но и этот вариант трубопровода пока не существует даже на бумаге: его ТЭО предполагается завершить только к 2005 году. Между тем Китаю российская нефть очень нужна. Уже сейчас КНР потребляет около 200 млн тонн нефти в год, а добывает примерно 160 млн тонн. Китайские экономисты считают, что к 2010 году объем импорта нефти возрастет до 90 млн тонн. Монополия наносит ответный удар Пока нефтяники разбирались со своими планами, на поверхность неожиданно выплыл альтернативный проект поставок нефти в Китай - по железной дорогое. Пусть цена транспортировки в цистернах в несколько раз выше, чем по трубе, но на железной дороге нет такой разноголосицы мнений, как в нефтянке. Правление ОАО "РЖД" под председательством президента компании Геннадия Фадеева уже приняло решение разработать бизнес-проект по транспортировке нефти в Китай. Предварительные расчеты намечено сделать к 15 апреля, а окончательные должны быть представлены к сентябрю. Политическое одобрение идеи транспортировки нефти в Китай Геннадий Фадеев получил от президента России на недавнем совещании по развитию инфраструктуры Забайкалья и Дальнего Востока в Хабаровске, где заверил главу государства в том, что железная дорога способна обеспечить транспортировку в Китай 30 млн тонн нефти в год. "Мне кажется, это очень хорошее предложение. Эта возможность должна быть учтена при принятии окончательного решения по трубе", - сказал в ответ Владимир Путин. По словам Фадеева, всю нагрузку по транспортировке 30 млн тонн нефти в Китай может взять на себя БАМ, который загружен только на 30%. "Он и строился для перевозки нефти из Тайшета на Комсомольск", - объяснил Геннадий Фадеев. В 2003 году по железной дороге в Китай было доставлено 2,6 млн тонн нефти. В нынешнем 2004 году планируется увеличить объемы до 5,6 млн тонн. Получив политическое одобрение, железнодорожники теперь могут вкладывать средства в развитие. Основная нагрузка по транспортировке нефти в Китай приходится на станцию Забайкальск. Но трасса до нее даже не электрифицирована. Только на подготовительные работы по электрификации участка от Читы до Забайкальска запланировано затратить 100 млн рублей. Закончить электрификацию намечено в 2007 году. Кроме того, ОАО "РЖД" планирует усилить путевой комплекс и проложить в отдельных местах вторые пути от Читы до Забайкальска. Все эти работы будут вестись параллельно в течение трех лет.
Комментарии